Конец зимы открыл для многих регионов страны перспективу разорения. "Подспорьем" в этом стал вступивший с 1февраля в законную силу новый Трудовой кодекс России. Отныне, например, при задержке работодателем жалованья, отпускных и прочих выплат ему грозят штрафные пени за каждый день просрочки. А если таковая затянется больше чем на 15 дней, то обиженные труженики имеют право не выходить на работу. Все это из-за складывающейся сегодня финансовой ситуации сулит властям российских территорий дополнительные неприятности.
Правда, предсказывали их еще несколько месяцев назад, когда федеральное начальство прямо-таки "продавливало" повышение окладов госслужащих (оно состоялось с 1 декабря прошлого года). Бюджетники радовались: столь заметной прибавкой (в среднем почти вдвое) их не баловали давно. К тому же, как заметил на днях президент страны, даже такая зарплата еще совершенно недостаточна для достойного существования.
Однако щедрость центральной власти имеет и обратную сторону - львиную долю жалованья госслужащим, как предписывает закон, должны выплачивать из собственной казны российские территории. В итоге из примерно 180 млрд. рублей (цена обещанной прибавки в целом по стране) им предстоит "наскрести" почти три четверти. Задача оказалась неподъемной: три десятка регионов вообще не смогли выделить в своем бюджете денег на это повышение, а иные из тех, кто все-таки его учел, получили бюджетный дефицит в 50, а то и 60 процентов. У некоторых субъектов Федерации (например, у Карелии, Хакасии, Чукотки, а также Костромской, Ульяновской, Кемеровской областей) доля зарплаты из-за этого "съест" до двух третей (и даже выше) всех расходов.
При этом просьбы о дополнительной помощи Москва восприняла с раздражением, посоветовав территориям заняться "инвентаризацией" их финансовых источников. В результате началось латание дыр, которое боком выходит тем же бюджетникам. Например, во многих регионах для них действовали местные надбавки к зарплате, теперь их отменяют, чтобы иметь возможность выдать "кремлевские". В ход, разумеется, пошли и всякого рода хитрости: известны случаи, когда госслужащим занижали квалификационные разряды - вот и "повышай" после этого оклады.
Больше всех в этой ситуации, пожалуй, пострадали муниципалии, за чей счет региональное начальство по привычке попыталось сэкономить в первую очередь. А если учесть, что именно местное самоуправление, как известно, тянет основной воз жилищно-коммунальных хлопот, то "кремлевская" прибавка аукнется в результате большинству россиян - независимо от того, работают ли они на государство, на самих себя или на частного "дядю".
Однако федеральное правительство старательно подчеркивает: долгов Центра по зарплате нет уже много лет, они есть только на уровне регионов. А президент России в среду вновь потребовал от Белого дома полностью обеспечить повышенные выплаты бюджетникам. При этом центральная власть и не скрывает, что придает этому не столько экономическое, сколько политическое значение. Оттого-то любой ценой пытаются решить эту задачу наиболее лояльные Кремлю губернаторы. Иные из них, например, умудрились сделать так, что на вверенных им территориях начиная с декабря повышенное жалованье госслужащим выдают, хотя за предыдущие месяцы все еще не рассчитались.
Тем временем история с "кремлевской" надбавкой мало-помалу перерастает в скандал. Анализируя публично ее коллизии, президент Владимир Путин теперь недоумевает, отчего так вышло, ведь изначально вроде бы "были просчитаны все возможные сложности". А вице-премьер, и он же министр финансов, Алексей Кудрин вынужден признать, что связано это, в частности, с худшей, чем планировалось, ситуацией по сбору доходов.
Последняя же, как и предполагалось, для регионов складывается гораздо плачевнее, чем для Центра. И не в последнюю очередь из-за очередного перераспределения налогов, после которого территориям нынче остается лишь немногим более трети всех сборов. А на фоне ухудшающейся конъюнктуры российского экспорта даже наиболее обеспеченным субъектам Федерации остается либо уповать на милость Москвы, либо наращивать собственные долги.
Хорошо хоть федеральные власти теперь осторожничают: глава кабинета министров уже объявил, что дальнейшее увеличение зарплаты бюджетникам правительство "пока не рассматривает". Это возможно, сказал Михаил Касьянов, только в случае высокого экономического роста в 2002 году. А его заместитель Валентина Матвиенко даже нашла в нынешнем конфузе с надбавкой положительную сторону. Оказывается, история с незадавшимся повышением окладов заставит "правительство и руководителей регионов" провести "тщательную ревизию бюджетной сферы" и, например, вынудит сократить ненужные учреждения. О том, не выявят ли в результате еще и лишние регионы, вице-премьер умолчала.