Похоже, экономике Карелии собираются нанести удар ниже пояса. С 28 января должен был вступить в силу приказ Государственного таможенного комитета РФ # 1002 "Об определении мест вывоза", согласно которому на почти 800-километровом карельском участке российско-финляндской границы остается всего два "окна" для перевалки экспортной лесопродукции автомобильным транспортом. Ведь повышенным требованиям таможни соответствуют лишь международные пункты пропуска "Вяртсиля" (близ Сортавалы на юге Карелии) и "Люття" (на северо-западе рядом с Костомукшей). Семь действовавших с 70-х годов прошлого века упрощенных пунктов пропуска, приспособленных именно для вывозки древесины за рубеж по взаимной договоренности между Россией и Финляндией, теперь подлежат закрытию.
По комментариям специалистов, появление приказа скорее всего связано с замеченными случаями контрабанды грузов через упрощенные пункты пропуска через границу где-то на Дальнем Востоке России. В Карелии таких фактов не наблюдалось. Здесь можно придраться разве что к возможным неточностям в определении кубатуры уходящих на экспорт партий лесоматериалов и к будущим опасениям по поводу обеспечения надежного санитарного контроля за качеством древесины, обусловленных ростом поставок леса из Зауралья и Сибири, где он больше заражен фитофторой.
Не менее важно отметить другое. Два десятка близких к границе с Финляндией карельских леспромхозов издавна сориентированы именно на быструю, экономически выгодную доставку местной древесины к находящимся по соседству упрощенным пунктам пропуска. Нетрудно догадаться, чем их закрытие грозит приграничным районам, где лесозаготовки и деревообработка являются практически единственными видами хозяйственной деятельности населения, а вывоз оттуда продукции в глубь республики или к отдаленным международным пунктам пропуска утрачивает экономическую целесообразность.
В прошлом году в режиме упрощенного пропуска было экспортировано более миллиона кубометров карельского леса на сумму в 30 млн. долл. Только таможенные пошлины с этих объемов составили 55 млн. руб., отчисления леспромхозов по налогу на прибыль во все уровни бюджетов - еще 31,2 млн. руб. Добавьте сюда расходы на зарплату местным лесорубам, отчисления с нее иных налогов и социальных сборов - и вы убедитесь, что львиную долю районных бюджетов приграничья формируют именно платежи находящихся здесь лесозаготовительных предприятий.
После нового таможенного ограничения ежегодные потери по всем этим показателям непредсказуемо вырастут. Даже снижение ставки налога на прибыль едва ли покроет транспортные издержки или выплаты по штрафным санкциям, которые придется возмещать зарубежным покупателям по заключенным на этот год контрактам. Урезание объемов экспорта почти на миллион "кубиков" приведет к недоосвоению около 1,4 млн. кубометров древесины в расчетных лесосеках на аренде. О росте производственных показателей вовсе говорить не придется. Федеральный и республиканский бюджеты лишатся более 75 млн. руб. налоговых поступлений. От подобных последствий социальное положение жителей лесных поселков вряд ли улучшится.
По оценке депутата Госдумы РФ от Карелии Валентины Пивненко, уже обратившейся к российскому премьеру Михаилу Касьянову с просьбой сохранить на карельском участке границы с Финляндией все действовавшие пункты пропуска, их закрытие может нанести отечественным лесоэкспортерам общий ущерб в размере до 160 млн. долл. Потому нет ничего удивительного в том, что приказ ГТК РФ # 1002 однозначно воспринят в Карелии как попытка срубить еще один сук, на котором сидит лесная северная республика.
На прошлой неделе обсуждение этой тревожной темы оказалось в центре внимания правительства и Законодательного собрания Карелии. Глава республики Сергей Катанандов, депутаты парламента, местный Союз лесопромышленников и лесоэкспортеров тоже подготовили обращения в высшие инстанции федерального Центра с просьбой приостановить вступление в действие этого непродуманного приказа. Услышит ли Москва зов о помощи на сей раз?
Петрозаводск