- Александр Сергеевич, как бы вы оценили проводимую ныне федеральным Центром политику в отношении муниципальных образований?
- Если сохранится тенденция последних двух лет - что сегодня происходит между федеральным Центром, с одной стороны, и субъектами РФ и муниципальными образованиями - с другой, то это приведет, на мой взгляд, к гибели российских городов. Складывается невиданная в мире система централизации финансовых ресурсов на уровне Федерации. Но это никогда и нигде в мире не приводило к повышению благосостояния государства.
- Но вам могут возразить, что, мол, такая централизация необходима для преодоления кризиса┘
- Я часто привожу пример послевоенной Германии, которая, как и Россия сейчас, находилась в экстремальной ситуации как в экономическом, так и политическом смысле. Все эксперты едины в одном: если бы в Германии сразу в послевоенные годы не дали местной власти права полного самоуправления, то страна выбиралась бы из кризиса раз в десять дольше.
У нас же сегодня происходит обратный процесс. Заявляя о том, что местное самоуправление поддерживается, федеральный Центр забирает практически все. Тенденция высокой централизации финансовых ресурсов на уровне Федерации только усиливается. В следующем году до 70% средств будет изыматься с территории. А у города средства заберет еще и сам субъект Федерации. Хотел бы напомнить, что еще в 1995 году на территории Томска оставалось почти 50% средств, которые зарабатывал город. А сегодня - 25. То есть половину налоговой базы с территории просто-напросто смахнули. Ну как тут развиваться?
- Вероятно, то, что очевидным представляется вам в силу вашего положения, отнюдь не так очевидно для федерального руководства?
- Меня бы это не удивляло, если бы ни правительство, ни президент не были знакомы с этой ситуацией. Но если судить по высказываниям Владимира Владимировича Путина, то совершенно очевидно, что он все прекрасно понимает. Он понимает, что у нас на территории накопилось более 30% ветхого, аварийного жилья. Он прекрасно знает о плачевном состоянии муниципального транспорта. А на днях говорил о том, что разрушено или на грани разрушения до 70% инженерных сетей городов России.
Все это знать и тем не менее делать все для того, чтобы грабить территорию, - такая политика мне совершенно непонятна. Вот мнение международных экспертов: 70% наших жизненных потребностей удовлетворяет местная власть. Вот мы, томичи, много ли видим бюджетных услуг от Федерации? В каком роддоме рождаются дети? В муниципальном. А в какой детсад ходят дети? В какую школу? Где мы лечимся? Жилье, дороги, транспорт - все содержит муниципалитет. То есть практически весь наш жизненный цикл связан с местными органами власти. А нам на удовлетворение этих жизненных потребностей оставляют чуть больше 20% финансовых средств.
- Но, согласитесь, деньги нужны и для погашения большой задолженности России перед международными финансовыми институтами. А что бы в такой ситуации предложили вы?
- Я, конечно, хорошо понимаю, что Федерации нужны средства, в том числе на оплату международных долгов. Ладно, забирайте федеральные налоги. Но если не можете дать денег, так хотя бы развяжите нам руки. Дайте возможность работать с налогами на территории так, как это делается во всем мире. Дайте возможность вводить местные налоги. А то ведь как получается, выступает кто-то на высоком форуме и говорит, что предприниматели, мол, жалуются: местные власти их грабят, вводят новые налоги, например, на уборку территории. А москвичи ему вторят с пафосом: вот какие там на местах мерзавцы сидят. Забыв при этом сказать о том, что 70% денег у нас, по сути дела, украли. Как поступили с нефтяными компаниями? Перешли на новую систему налогообложения - и, пожалуйста, все деньги остались в Москве. Трубопроводов в Москве нет, а трубопроводные компании практически все налоги платят в столице. Вспоминаю, что еще два года назад выступал кто-то из российских вице-премьеров и сказал, что делить надо не деньги, а полномочия, все рукоплескали и говорили, как это хорошо, как это мудро. Мы подумали, что в столице прозрели. На деле же все оказалось тем же самым.
Ведь, например, сколько раз мы говорили: ликвидируйте этот абсурд - свободные экономические зоны внутри страны. Дикость, когда в какой-то захолустной, но "свободной экономической зоне" (!) могут зарегистрироваться десятки компаний с огромными оборотами и не платить налоги. А живут-то они здесь, используют наши ресурсы, инфраструктуру.
- А может быть, все дело в недоверии федеральных властей к региональным чиновникам? Согласитесь, что для этого есть кое-какие основания...
- Да, есть распространенное мнение: все чиновники - сволочи. А вот мне как человеку, работающему в органах местного самоуправления более десяти лет, хотелось бы задать простой вопрос: кто удержал российские города в середине 90-х годов, когда все рушилось? Правительство Виктора Черномырдина? Все бы рухнуло, если бы не местная власть.
К сожалению, за все это время я не видел ни одного постановления правительства, ни одного указа президента, ни одного закона, которые хотя бы в малейшей степени улучшали ситуацию на территории. Вспомним, как Александр Солженицын говорил о необходимости процесса муниципализации России? Это мысль не просто мудрая, но и своевременная. Старый человек, гуманитарий это понимает. Правительство - нет. Очень странно.
Томск