0
2173
Газета Регионы России Интернет-версия

11.02.2002 00:00:00

Поединки бывших

Тэги: ингушетия, выборы, аушев


Выборы в Ингушетии еще с прошлого года обещали быть самыми незаурядными. С весны наблюдатели ждали, какой будет отставка Аушева, в уходе которого мало кто сомневался. Такой сценарий был в целом необычным для лидеров Северо-Кавказского региона. Но тем не менее самым неожиданным в контексте предстоящих 7 апреля выборов главы Ингушетии стали не досрочная отставка президента Руслана Аушева и не события, последовавшие вслед за этим, а разлад в руководстве республики, напрямую связанный с борьбой за высший пост. Все смешалось в ингушском доме.

Мог ли Руслан Султанович даже предположить, что человек, которому он доверял в течение девяти лет, которого он, вначале назначенный, потом избранный первым президентом новоиспеченной Республики Ингушетия, "растил" с низов до поста председателя правительства, станет вдруг в одночасье его главным политическим противником. Да, сам Аушев свою кандидатуру не выдвинул и не может этого сделать по существующему российскому законодательству, но при этом от выборов не отстранился. Команда Аушева за год до выборов предполагала разыграть такой сценарий участия в главном политпроцессе, при котором поочередно выдвинувшиеся кандидаты снимали бы свои кандидатуры в пользу наиболее сильного претендента на высший пост. Но...

Ахмед Мальсагов, тот самый не оправдавший доверия премьер-министр, ставший после отставки президента и.о. главы республики, и нарушил все планы. Вопреки принятым на себя обязательствам выдвинулся в президенты, поддавшись, как полагают наблюдатели, заверениям главного федерального инспектора Мусы Келигова в поддержке постпреда президента РФ в ЮФО Виктора Казанцева, а значит, и федерального Центра, участие которого обещает существенно сказаться на голосовании.

С плохими ораторскими данными и сомнительными качествами публичного политика, с низкой электоральной поддержкой Мальсагову приходится рассчитывать только на поддержку "сверху". Даже став и.о. президента, он не сумел перетянуть все бразды управления республикой и потому не обладает всей полнотой административного ресурса. Даже после своей отставки назначенный представителем Ингушетии в Совете Федерации Руслан Аушев ежедневно "приходит на работу" в Белый дом. По-прежнему главная политическая трибуна - местное телевидение - находится за пределами влияния Мальсагова.

Только убежденностью во всесилии Казанцева объясняются произведенные Мальсаговым кадровые перестановки. В один день уволены руководитель администрации президента и его заместитель Яков Местоев и Хамзат Кодзоев - человек Гуцериевых, принадлежащий к общему тейпу Бештой. Кадровые изменения могут произойти на телевидении, должности главы города Карабулака может лишиться Абубакар Аушев - родственник экс-президента.

Неожиданное решение Мальсагова, который еще два месяца назад выражал сожаление по поводу отставки Аушева, говорил "о глубоком уважении" к его личности, с которым его связывали 9 лет совместной работы и благодаря которому он вырос до премьера, отчасти объясняется прошлогодним инцидентом в родовом селении Мальсаговых Альтиево Назрановского района. Тогда президенту "Славнефти" Михаилу Гуцериеву и поддерживаемому им на довыборах депутата Госдумы РФ Алихану Алиханову "не позволили" войти в село. Агитаторы были остановлены стрельбой в воздух. После того как охрана Гуцериева задержала зачинщика беспорядков Аслана Мальсагова, его брат Магомед вышел из толпы с пулеметом Калашникова и открыл огонь. Последний получил за это срок, а Аслан и поныне находится в розыске. Теперь они оказывают давление на Ахмеда Мальсагова, с тем чтобы он шел до конца, не договаривался с командой Аушева, хотя очевидно, что доверия между ними теперь нет никакого. За Мальсаговыми стоит один из самых влиятельных в республике тейпов, который, исходя из сложившейся ситуации, будет голосовать "за своего", хотя в целом тейповый принцип голосования не характерен для Ингушетии вопреки расхожим предположениям.

Однако ставка Москвы на Мальсагова, как предполагал сам Мальсагов, - далеко не окончательное решение, хотя решение о поддержке одного из кандидатов в президенты все же будет принято. Особое отношение Аушева к Чечне и прежде всего поддержка президента мятежной республики Аслана Масхадова, самостийность в проведении экономической политики в республике, связанной с функционированием Зоны экономического благоприятствования, привели к натянутым отношениям с федеральным Центром, хотя необходимо отдать должное Руслану Султановичу в том, что стабильность в Ингушетии была сохранена благодаре его авторитету: события августа 1999 года в Дагестане, когда чеченские боевики вторгилсь в соседнюю республику, - самый красноречивый тому аргумент. Если отставка Аушева действительно была вызвана давлением Москвы, то избрание новым президентом аушевского человека привело бы к незавершенности действий кремлевской администрации. Протежирование одного из кандидатов Москвой приведет таким образом к борьбе двух тяжеловесов.

Однако победить человека власти будет непросто. Аушев, по-прежнему имеющий в республике наибольшую популярность, заявил о поддержке кандидатуры главы МВД республики Хамзата Гуцериева - старшего брата президента "Славнефти". Предвыборный штаб Гуцериева, по имеющейся информации, возглавит "человек из Москвы" - представитель Ингушетии в Совете Федерации РФ Сергей Беков. Вообще-то последние годы ему пророчили президентское кресло, так как харизматичный москвич обладает "не меньшим, чем другие кандидаты, рейтингом". Работая вне Ингушетии, он никого не "судил" в республике, не был "судим" оппонентами и мог бы рассчитывать на поддержку как сторонников, так и противников Аушева.

Другой кандидат из команды экс-президента - депутат Госдумы Алихан Амирханов, по данным соцопросов, имеет наибольший среди кандидатов рейтинг. На прошлогодних довыборах депутата Госдумы от Ингушетии за него проголосовали 20 тыс. избирателей, что на 3 тыс. больше, чем у весьма состоятельного, ныне тоже кандидата в президенты, Якуба Белхороева, младшего брата Султана Белхороева, главы немногочисленного, но влиятельного религиозного течения в республике - баталхаджинцев. Как полагают наблюдатели, оба названных кандидата выдвинулись только для того, чтобы обеспечить победу Хамзату Гуцериеву, потому не исключено, что в случае необходимости они сойдут с дистанции в пользу кандидата от экс-президента.

Примечательно, что все, кто ныне оппонирует Аушеву, раньше были в одной с ним команде, превратив поневоле выборы в состязание бывших членов одной команды. Наиболее последовательный из оппозиционных кандидатов - бывший вице-премьер аушевского правительства, председатель совета директоров ООО "Запгазтраст" Руслан Маскуров, взгляды которого по Чечне и беженцам наиболее близки Москве. Он, как долгое время полагали в Ингушетии, мог быть поддержан Кремлем. Не обладая сопоставимыми с Гуцериевыми финансовыми возможностями и административным ресурсом, Маскуров может также надеяться на поддержку уважаемого в республике председателя комитета Генпрокуратуры генерала Иссы Костоева. Однако...

Кто сказал, что в политике есть друзья? После демарша Мальсагова этому не верит Аушев. В честное слово теперь не поверит и сам Мальсагов: обманувший сам оказался обманутым. Использовав Ахмеда Мальсагова для введения раскола в команде Аушева, Казанцев и его команда сделала, как и задумывалось с самого начала, ставку на другого человека - заместителя начальника УФСБ РФ по Астраханской области Мурада Зязикова. За неделю до своей регистрации он сменил место работы - стал замом Казанцева по Северному Кавказу, получил звание генерала.

Как отмечают в Назрани, оппозиции в Ингушетии нет, есть только оппозиционные Аушеву и его команде кандидаты. Поэтому говорить о согласованности действий антиаушевских сил в республике не приходится. Не может быть и речи о выдвижении ими единого кандидата, чего не скажешь о команде Аушева. В такой ситуации оппозиционным кандидатам приходится полагаться только на поддержку из Москвы. Агитация федеральных политиков, таких, как, скажем, лидер "Яблока" Григорий Явлинский, который приедет в Назрань агитировать за Маскурова, не имеет определяющего значения в Ингушетии. Только контроль за местными СМИ и ходом голосования со стороны Центризбиркома РФ могут дать надежду оппозиционным кандидатам на победу над Хамзатом Гуцериевым. Не исключено, что участие Москвы может, в частности, выразиться в предложении не участвовать в выборах Михаилу Гуцериеву. Президент "Славнефти", как полагают в Ингушетии, намерен купить выставляемые в декабре этого года 20% акций возглавляемой им госкомпании.

Назрань


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
700
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2432
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1628
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1254

Другие новости