Пожалуй, со времени убийства Кирова Смольный не трясло так сильно, как сейчас. Чего стоит, скажем, только публичное обращение заместителя генерального прокурора РФ по Северо-Западному федеральному округу Владимира Зубрина к губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Яковлеву: "Дела о коррупции, по которым привлечены и привлекаются ответственные работники городской администрации, - это серьезное предупреждение губернатору: разберитесь в своем окружении..."
Что имел в виду заместитель прокурора, хорошо известно - шесть уголовных дел, возбужденных в последнее время против высокопоставленных чиновников Смольного по фактам коррупции. Конечно, в первую очередь имелся в виду вице-губернатор Валерий Малышев, правая рука губернатора Яковлева. По словам Зубрина, уже в феврале Санкт-Петербург ожидает громкий судебный процесс, скамью подсудимых на котором займет Валерий Малышев. "В ближайший месяц его дело будет передано в суд, - заверил заместитель генпрокурора, - и он предстанет в качестве обвиняемого в получении взятки в особо крупных размерах, злоупотреблении служебным положением и в уклонении от уплаты налогов. Именно такое окончательное обвинительное заключение предъявлено Малышеву, и он сейчас с ним знакомится. Думаю, к февралю это знакомство будет окончено и дело уйдет в суд..."
Под # 2, надо полагать, Зубрин имел в виду возбуждение уголовного дела в отношении и.о. вице-губернатора Санкт-Петербурга, председателя Комитета по печати и связям с общественностью городской администрации Александра Потехина и начальника управления по связям с общественностью администрации города Дмитрия Солонникова. Как сообщил начальник пресс-службы Управления Генпрокуратуры в СЗФО Владимир Гольцнер, уголовное дело возбуждено по факту незаконного участия Потехина и Солонникова в предпринимательской деятельности (ст. 228 УК РФ). Это дело в кругу экспертов называют продолжением "дела социологов". По версии следствия, в 1999-2000 годы они лично (Потехин и Солонников) и через доверенных лиц участвовали в предпринимательской деятельности учрежденной ими организации, что является нарушением действующего законодательства. По "делу социологов" проходят также известный петербургский социолог Евгений Красницкий и депутат одного из муниципальных округов Петроградского района Дмитрий Фомичев. Все они обвиняются в совершении мошенничества со средствами, выделенными в 1998 г. из бюджета города на проведение социологических исследований (речь идет о хищении 194 тыс. руб.). После возбуждения уголовного дела против Александра Потехина состоялась его вынужденная отставка. При этом и.о. вице-губернатора заявил, что в соответствии с пожеланиями губернатора после своего ухода из Смольного он сохранит посты председателя совета директоров ТРК "Петербург" и газеты "Санкт-Петербургские ведомости". Александр Потехин также намерен заняться "серьезной работой по партийному строительству в Санкт-Петербурге". Он сообщил, что в Северной столице будет своя организация партии "Единство и Отечество". Кроме того, у него есть "серьезные виды на медийный бизнес и другие проекты". Напоследок он обронил: "Мне давно мешал пиджак чиновника". "Сняла решительно пиджак наброшенный" с плеч уставшего вице-губернатора его супруга - Ирина Потехина, до недавних пор занимавшая должность генерального директора ООО "Комсомольская правда" в Санкт-Петербурге". Нетрудно предположить, что такую кадровую рокировку губернатор "посвятил" городской прокуратуре: нате, мол, получайте!
Но насколько градоначальник оказался великодушным к преданному Потехину, настолько он остался непреклонным по отношению к директору Ленинградского зоопарка Ивану Корнееву, который примерно в то же время в очередной раз был уволен с работы. На пост директора зоосада нынче назначен Николай Конотовский, до недавнего времени работавший заместителем председателя комитета по культуре администрации города. Своим увольнением Корнеев обязан вице-губернатору Санкт-Петербурга Владимиру Шитареву, подписавшему приказ об его отстранении от должности. Шитарев подчеркнул, что Иван Корнеев уволен с поста директора Ленинградского зоопарка "за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в неправомерном распоряжении недвижимым имуществом Санкт-Петербурга".
К слову сказать, Иван Корнеев, 17 лет руководивший Ленинградским зоопарком, считает, что истинной причиной конфликта с администрацией города стало его несогласие с планами переноса зоопарка из исторической части города на окраину Петербурга и критические высказывания о проекте, продвигаемом благотворительным фондом "Зоосад", попечителем которого является супруга губернатора. Как сказал по телефону Иван Корнеев, приказ Шитарева является юридически неправомочным: директору не был официально вручен ни акт ревизии, ни приказ об увольнении, а сам он в момент увольнения находился на больничном. Корнеев заявил, что намерен обжаловать это увольнение через суд.
Говоря о коррупции, захлестнувшей Петербург в последние годы, нельзя обойти вниманием таможенный скандал. С осени прошлого года комиссия Генпрокуратуры параллельно с Государственным таможенным комитетом проверяла деятельность Северо-Западного таможенного управления. Как рассказал Владимир Зубрин, по результатам проверки был не только отправлен в отставку начальник СЗТУ Владимир Шамахов, но и возбуждено 11 уголовных дел по фактам коррупции, в частности по контрабанде и получении взяток таможенными чиновниками.
"По сравнению с началом минувшего года, - подчеркнул Владимир Зубрин, - активность таможни снизилась в 30 раз (!)."
Кадровые перестановки в таможне продолжаются, как продолжается и расследование ряда уголовных дел.
Что касается расследования наиболее громких дел, то тут пока есть лишь одна серьезная подвижка. Это дело по убийству депутата Законодательного собрания Санкт-Петербурга Виктора Новоселова.
В Санкт-Петербургском городском суде открылись судебные слушания по этому уголовному делу. Перед судом предстала группа из четырех человек: Артур Гудков, Александр Малыш, Андрей Чванов и Михаил Егоров. Предварительное следствие считает, что в ноябре 1997 г. некто Олег Тарасов, работавший охранником в службе безопасности петербургского совместного предприятия "Зеркало", и подсудимый Чванов, вооружившись пистолетами "ИЖ-71" и "ПМ", а также автоматической винтовкой модели "ZASTAVA-76" с оптическим прицелом, автоматической винтовкой СВД, автоматом АКМ десантного типа и боеприпасами к ним, вступили в сговор для создания преступной группы, в которую позднее были вовлечены Артур Гудков и Александр Малыш. В распоряжении банды находилось несколько десятков единиц оружия, в том числе два ручных пулемета.
По версии следствия, в апреле 1998 г. участники группы получили "заказ" на убийство коммерсанта Соляра, который, проживая в США, намеревался приехать в Санкт-Петербург, чтобы проинспектировать, в каком состоянии находится приобретенная им недвижимость. Возле своего дома на улице Рылеева в центре Петербурга Соляр был убит выстрелом в голову. В середине июля 1998 г. было задумано убийство руководителя петербургского ресторана "Джой". По данным следствия, за исполнение убийства было обещано вознаграждение в сумме не менее 10 тыс. долл. Преступление было совершено 30 июля 1998 г.
Следствие уверено в том, что в октябре 1999 г. группа вела подготовку и к убийству Виктора Новоселова. В прокуратуре Петербурга пояснили, что, хотя дело об убийстве Новоселова уже рассматривается в суде, следователи продолжают по нему активную работу. В розыске числятся еще трое участников преступной группы, которой инкриминируется это преступление.
На вопрос о заказчике убийства Новоселова Владимир Зубрин ответил, что он известен, но тайна следствия пока не позволяет назвать его имя.
Что же касается остальных громких дел - убийство Старовойтовой, Капыша, Маневича и многих других известных людей, то тут особого прогресса в расследовании не наблюдается. Правда, в горпрокуратуре на этот счет есть свое мнение: если раньше убийства по найму не раскрывались вообще, то теперь благодаря новой методике раскрывается каждое четвертое дело.
Несмотря на, мягко сказать, "странные отношения" питерских чиновников с законом, из их среды по-прежнему выходят новые кадры для Центра. Какие навыки и традиции привозят они с собой в Белокаменную, можно только догадываться.
Санкт-Петербург