Целых четыре дня Министерство культуры России смешило жителей Саратова - и всего-то за 3 млн. руб. Четыре конкурсных и два гала-концерта прошли в цирке имени братьев Никитиных под хохот и бурные аплодисменты заполненных трибун.
- Почему в Саратове? А где же еще проводить подобный фестиваль? - сказал, открывая его, губернатор Дмитрий Аяцков.
Просмотрев 200 видеокассет, жюри предварительно отобрало на конкурс 40 номеров. Представлять их должны были 82 артиста. Главный режиссер фестиваля Александр Осипов, знакомый нескольким поколениям россиян по телевизионной "АБВГДейке", так определил идею конкурса: хотелось посмотреть, в каком направлении развивается российское искусство клоунады. Выяснилось, что в разных. Одни ищут свой путь, другие грешат заимствованиями у западных коверных.
По мнению генерального директора Росгосцирка профессора Российской академии театрального искусства Леонида Костюка, главное отличие этих двух манер в том, что русская клоунада стремится создать каждый раз именно сольный номер, а западная ориентирована на игру с залом. Копируя чужие традиции, наши клоуны выходят на более грубые взаимоотношения со зрителями: не всем хватает вкуса, такта, интеллигентности. Это наблюдение - из конкурсных минусов. Из плюсов - интересные имена и необычные номера, в которых цирк - непривычный даже для искушенных ценителей из комиссии, состоящей из знаменитых клоунов и режиссеров. Зрителям же понравились самые разные направления: и прозападный "Механизм ХА", и Наталья Мезенцева, никому пока не известная девочка родом с Колымы, которую во Владивостоке уже называют "народной клоунессой".
Победители получили денежные призы: 25, 15 и 10 тыс. руб. Для тех, кто привык к зарплате в 3-6 тысяч, это неплохие деньги. Ведь клоуны - бюджетники. Хотя, по признанию Леонида Костюка, Росгосцирк активно коммерциализирует свою деятельность, продавая артистов не только за рубеж, но уже и внутри страны. Собрать и продать коммерческие программы умеют пока немногие менеджеры, но это вопрос времени.
Кроме талантливых менеджеров, нужны новые артисты. Их и искали в Саратове. Но именам нужен репертуар и сценарии. В Саратове решили, что для поиска новых авторов неплохо бы объявить открытый конкурс. Деньги на это, надеется Леонид Костюк, в Министерстве культуры найти можно.
Саратов