0
859
Газета Регионы России Интернет-версия

28.01.2002 00:00:00

Обсохшая репутация

Тэги: ленск, наводнение


Тысячи пострадавших пожелали переселиться из Якутии после разрушительного паводка, настигшего их здесь весной уже в третий раз за последние четыре года. Благо, федеральная власть решила предоставить этим людям новый кров, для чего и выделила правительству республики жилищные сертификаты. Раздавали их местные чиновники. Непосредственно в якутской столице, например, столь желанным для многих свидетельством осчастливили одного достойного человека. Правда, сам он возможностью переехать так и не воспользовался: новоявленный обладатель сертификата переселился еще за полтора года до свалившегося на него подарка - в мир иной.

Однако выяснилось это лишь после того, как минувшей осенью Счетная палата России проверила, как сказано в ее докладе (опубликованном на днях), "эффективность и целевое использование средств федерального бюджета", выделенных якутскому правительству на ликвидацию последствий наводнения. Убытков это стихийное бедствие принесло предостаточно: в целом на ремонт и восстановление в Якутии (по состоянию на 1 ноября 2001 г.) уже ушло больше пяти с половиной миллиардов рублей.

И это, между прочим, не считая расходов МЧС России - тоже, разумеется, немалых, достаточно вспомнить о многократных бомбардировках военной авиацией ледовых заторов на Лене в начале паводка. (Не говоря уже о тоннах доставленного вертолетами спасателей в Ленск продовольствия, а также постельного белья и прочих необходимых вещей.) К тому же цифра итоговых затрат и без того значительно вырастет, ведь, как подчеркивают аудиторы Счетной палаты, только на достройку в Якутии защитных дамб требуется еще более 900 млн.

Кстати, проведенное ими в республике обследование было далеко не сплошным (многое проверялось выборочно) и отнюдь не неожиданным: например, о нем во всеуслышание было объявлено более чем за месяц до приезда представителей Счетной палаты в Якутию. Словом, проверяемая сторона к этому визиту вполне могла подготовиться. Тем не менее, свидетельствует отчет аудиторов, "в ходе проверки по всем направлениям расходования средств федерального бюджета выявлены нарушения и недостатки".

Битый небитого везет

К злополучному паводку в республике тоже готовились. Прежде всего, как водится, на бумаге. Якутское правительство приняло план "мероприятий по безопасному пропуску паводковых вод". Исходя из него и снаряжали специалистов, готовили технику, создавали те или иные запасы. На все это здешние власти выделили 15 млн. руб. (то есть пять сотых процента республиканского бюджета), хотя не далее как в 1998 г., например, даже на частичную ликвидацию последствий якутского наводнения пришлось потратить почти в 16 раз больше.

В результате "безопасного пропуска" вод не получилось. Минувшей весной паводок повредил в республике 59 населенных пунктов (включая столицу с пригородом) и полностью разрушил два села. Досталось и жилым постройкам, и промышленным сооружениям, и инфраструктуре. Общий ущерб, по оценке правительства Якутии, превысил 7 млрд. руб. (из них около 6 млрд. - убытки населения).

Правда, о более-менее точном подсчете урона говорить не приходится. Во-первых, подтвердить свои выкладки соответствующими документами якутские власти могут далеко не полностью. Количество пострадавших, например, "уточнялось" (причем исключительно в сторону увеличения) даже по ходу работы аудиторов в республике. В итоге с изначальных 24 тыс. человек оно выросло почти до 39 тыс., а на день окончания Счетной палатой проверки их было уже 40 808 человек или 12 887 семей.

К выводу о том, что реальный ущерб высчитан якутскими властями необъективно, аудиторов подвигло еще одно обстоятельство. Оказалось, что ссуда, выделенная республике на восстановительные работы из федеральной казны, не использована за проверенный период почти наполовину - 554 млн. руб. из нее остались невостребованными.

Как тут не вспомнить летнюю кампанию по оказанию помощи Якутии, когда даже беднейшие регионы страны (скажем, Республика Алтай) выделяли на это миллион-другой по просьбе российского правительства. А иные региональные начальники и вовсе проводили в Москве брифинги на тему "Что делает для Ленска наша территория".

В итоге Якутия получила от прочих членов Федерации тысячи тонн стройматериалов, продовольствия, медикаментов и других подарков, в том числе и десятки миллионов рублей деньгами. Вдобавок, иностранные государства, международные общественные и гуманитарные организации, да и просто частные лица прислали в республику немало гуманитарной помощи, а заодно и перевели на счет правительства Якутии десятки тысяч долларов.

Тем временем здешние власти, как явствует из доклада Счетной палаты, пытались использовать пролившийся на них золотой дождь на полную катушку. Деньги то и дело шли на закупку оборудования и оплату работ, не имевших никакого отношения к ликвидации последствий паводка. Например, Минтопэнерго республики прикупило для своих нужд всякой всячины, в том числе несколько трансформаторов. За последние, кстати, отчего-то еще и переплатило втрое, а то и вчетверо - ценовой излишек составил больше 580 тыс. руб.

Впрочем, не упустили своего и представители федеральных структур. К примеру, даже после выборочной проверки выполнения аварийно-восстановительных работ на объектах федеральной собственности обнаружилось несколько занимательных фактов. Деньги то списывались на подготовку и проведение неких "подрядных торгов", а то и еще чище: скажем, одну и ту же работу по восстановлению объектов МВД в Ленске оплатили, судя по документам, дважды.

"По колено" или "с головой"?

Но еще более занятны подробности того, как возмещался ущерб намытарившимся из-за наводнения людям. Сами якутские власти порой выказывали о них просто сногсшибательную заботу. Так, министр жилищно-коммунального хозяйства республики, например, торжественно объявил, что жители, чьи дома оказались в эпицентре наводнения, освобождаются от коммунальных платежей "в связи с тем, что эти услуги им реально не оказываются".

Мало того, что ответственные лица до последнего тянули с окончательным вариантом списков пострадавших. Как установила Счетная палата, "акты обследования частного и муниципального жилого фонда составлялись и утверждались без выезда на место, без учета объективных данных о степени разрушения". Поэтому зачастую сколько-то серьезной и выверенной оценки нанесенного населению ущерба произведено не было.

Всего на оказание материальной помощи жертвам наводнения в Якутии истратили почти 460 млн. руб. федеральных денег. При этом аудиторы выявили факты как необоснованных (гражданам, чьи дома не попали в зону затопления), так и двойных выплат (членам одной и той же семьи).

Поскольку в России до сих пор нет законов, устанавливающих четкие критерии для отнесения имущества к категориям "частично" либо "полностью" утраченного, местные деятели придумали их сами. Например, в Ленском улусе ущерб определялся по отметке уровня воды. При 100-процентном затоплении (независимо от реального урона) выплачивалось 50 тыс. руб. на семью, а если слой воды составил менее 50 сантиметров, то выдавали лишь тысячу рублей на каждого ее члена.

Кроме того, российское правительство по заявке якутского выделило республике 888 государственных жилищных сертификатов. Для их выдачи еще в июне были составлены и утверждены поименные списки семей, лишившихся из-за наводнения жилья и желающих обрести его за пределами Якутии (всего 2712 человек).

Уже в конце августа прокуратура республики возбудила уголовное дело в отношении чиновников жилищной комиссии Ленска, в чьи обязанности входила подготовка документов для выдачи сертификатов и непосредственно их вручение. Четырех членов комиссии обвинили в халатности при выдаче шести таких свидетельств. А когда результаты раздачи проверили (опять-таки выборочно) аудиторы Счетной палаты, они выявили ни много ни мало 64 случая получения сертификатов людьми, не имеющими на это права.

Далеко не безупречной предстала при проверке и картина со строительством для пострадавших жилья в самом Ленске. Достаточно сказать, что велось оно без утвержденных загодя проектов и смет.

Изначально было решено, что правительство Якутии сосредоточится в первую очередь на восстановлении системы жилищно-коммунального хозяйства, электро- и водоснабжения, а также объектов социальной сферы (в связи с чем республике будут сделаны "некоторые послабления" по платежам в российскую казну). Жилье для двух тысяч семей предполагалось возвести за счет федерального Центра, а финансирование строительства квартир для еще 1200 семей алмазодобытчиков взял на себя их работодатель - компания "АЛРОСА".

По расчетам Госстроя России, стоимость квадратного метра общей площади будущих домов (включая сооружение инженерной инфраструктуры) была определена в 10 тыс. руб. Однако в итоге она составила в среднем более 13 тыс. (это увеличило федеральные расходы на постройку жилья на 250 млн.). Удорожание объяснили улучшением планировки домов и квартир, дополнительной подсыпкой грунта, телефонизацией и прочими столь же непредвиденными обстоятельствами, включая и чересчур сжатые сроки строительства.

Правда, с квартирами, возведенными при участии АК "АЛРОСА", получилось отнюдь не дешевле: в них квадратный метр общей площади обходился порой и в 28 тыс. руб. (перерасход - 766 млн.). Это, в свою очередь, обосновали дорогостоящими проектами, материалами и тому подобными особенностями. Причем, как отметили аудиторы, алмазодобытчики выводили стоимость строительства, используя довольно специфический метод, расчеты для которого делались на основе советской нормативной базы времен глубокого застоя.

"АЛРОСА" к тому же в итоге возвела не 1200, а 1670 квартир.

Стихия спишет

Новые жилые дома, подчеркивается в докладе Счетной палаты, были приняты в эксплуатацию актами, форму которых определило свежеиспеченное Госстроем России по якутскому случаю Временное положение. В них, например, не указаны важные технические характеристики принимаемого объекта: площадь, стоимость и некоторые другие. Отсутствие утвержденных проектов не позволяет определить сметную стоимость и строительства в целом. К тому же не произведены окончательные расчеты с подрядчиками - выполненные ими работы профинансированы (по состоянию на 1 ноября) чуть более чем наполовину.

Зато на "промежуточном финише" результаты очевидны: федеральная казна выделила республике 2,6 млрд. руб. (причем в российском бюджете на 2001 г. Якутии и без того предназначались выплаты из Федерального фонда финансовой поддержки регионов почти на 6,7 млрд.). Республиканский бюджет потратил полмиллиарда, АК "АЛРОСА" - 2,4 млрд. руб. и еще почти 100 млн. пришлось на так называемые прочие поступления (в основном добровольные взносы на специальный внебюджетный счет Минфина Якутии).

Деятельность правительства этой республики по предупреждению наводнения, а затем и ликвидации его последствий особенно впечатляюще выглядит опять же на бумаге. С января по октябрь прошлого года количество соответствующих постановлений и распоряжений якутских властей составило без малого три сотни. При этом, как отметили аудиторы, хотя в республике действуют сразу два казначейских органа (федеральный и региональный), это лишь усложняет учет и контроль за расходованием госсредств.

Между тем и во всей России, где что ни год происходят сотни стихийных бедствий, многие проблемы, связанные с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, так и не имеют законодательного обоснования. Среди них не урегулированы имущественные вопросы, например, связанные с собственностью на жилье, страхованием, постоянной регистрацией. Ведь даже весьма филантропическое решение о передаче построенных в Якутии домов в собственность пострадавших граждан противоречит федеральному закону о приватизации, который разрешает ее в отношении жилья (бесплатно) только один раз.

Впрочем, стоит ли говорить об обобщающих выводах, если их так и не сделали даже в самой Якутии. Ведь пока здесь разворачивалась затмившая все прочие проблемы кампания по выборам президента, противопаводковые дамбы в Ленске, Олекминске и Якутске остались недостроенными.

Счетная палата, кстати, предлагает устроить в дальневосточной республике дополнительную проверку по итогам восстановления разрушений от наводнения в 1-м квартале 2002 г. И в этом с аудиторами тоже нельзя не согласиться. Если федеральная власть действительно хочет окончательно прояснить прошлогоднюю эпопею с Ленском, надо бы успеть сделать это до того, как в Якутии начнется новый паводок.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2086
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1340
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
996
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1306

Другие новости