- Хорошо, что в нашей стране появилась, наконец, сильная федеральная власть, - замечает Аркадий Каменев, - прекратилась порочная практика, при которой некоторые республики вообще не платили налоги в федеральный бюджет. Ужесточен контроль за исполнением на местах российских законов. Правда, пермяки и так всегда были людьми законопослушными.
Плохо, что идет интенсивное перераспределение финансовых средств от регионов в пользу федерального бюджета. Аналогичным образом региональные власти вынуждены поступать в отношении муниципальных образований. Деньги из муниципалитета уходят, а число функций, исполнение которых на нас возложено, не только не уменьшается, но даже в какой-то степени увеличивается.
Федеральный Центр практически ушел от решения жилищно-коммунальных проблем. Принято постановление правительства о том, что до конца нынешнего года надо довести уровень оплаты жилья и коммунальных услуг до 90% их стоимости. Но разве малоимущие граждане это потянут? Те субсидии, которые выдаются из центра на компенсацию убытков по ЖКХ, явно недостаточны. И эта проблема будет только усугубляться. Или, например, есть указ президента о повышении с 1 декабря прошлого года зарплаты бюджетникам. По идее деньги на эти цели должны идти из федерального бюджета. Но Пермская область делает это за счет собственных средств.
Кстати, по нашему карману бьют и некоторые решения областных властей. Например, областное Законодательное собрание приняло поправку по налогу с продаж. В результате город потерял 50 миллионов рублей.
- Наверное, такие проблемы характерны для всех крупных российских городов. Их мэры намерены сообща отстаивать интересы своих территорий?
- Вот уже год я участвую в работе Всероссийского конгресса глав муниципальных образований. 31 января соберемся в Москве на очередное заседание. Будем подводить итоги прошлого года, ставить задачи на год нынешний. Правда, никаких подвижек я не вижу. Создается впечатление, что наша общественная организация никому не нужна. Все ограничивается разговорами и обменом мнениями.
Пытаемся пробиться со своими проблемами наверх, но обратной реакции не видим. В прошлом году обращались к президенту России с просьбой принять делегацию мэров крупных городов. Но, к сожалению, встреча так и не состоялась. Более того, единственная федеральная структура, которая занималась муниципальными образованиями, - территориальное управление администрации президента - ликвидирована. Поневоле напрашивается вопрос: что, муниципальные образования никого в Москве не интересуют?
- Получается, что федеральная власть у нас - сама по себе, региональная - сама по себе, муниципальная - сама по себе?
- Видимо, так и есть. Ведь на большинстве территорий отношения между руководителями региона и регионального центра весьма напряженные.
- Но для Пермской области это вроде бы не характерно┘
- Да. Но это происходит во многом благодаря тому, что у нас принят областной закон о минимальной бюджетной обеспеченности, на основании которого формируется бюджет. Какими бы ни были отношения глав области и города, закон должен исполняться. К сожалению, такие законы существуют сегодня в немногих регионах. Там, где их нет, губернатор норовит забрать у областного центра как можно больше денег. Например, бюджет Саратова, где проживает 800 тысяч человек, составляет чуть больше 2 миллиардов рублей. Для примера: бюджет миллионной Перми - 5,5 миллиарда.
- Тем не менее налогооблагаемая база сужается?
- Наиболее успешно собираемый налог НДС уходит в федеральный Центр. Те же, что собираются хуже, остаются муниципалитету.
- Насколько эффективно собираются доходы от муниципальной собственности?
- Сегодня их доля в бюджетных поступлениях составляет 6,5%. Это очень мало. Наша задача - довести эту цифру до 25%. В нынешнем году ставим планку в 17-18%.
- Наверное, вам бы жилось значительно спокойнее, если бы мэры крупных городов не избирались, а назначались┘
- Я убежденный противник назначений губернаторов и мэров. Они должны избираться. Ответственности я не боюсь. Назначенный чиновник и вести себя будет соответственно, интересы людей будут для него далеко не на первом месте. Он не будет крутиться и искать пути наполнения бюджета, для того чтобы хоть как-то решать существующие проблемы.
За счет чего мы, например, в прошлом году перевыполнили бюджет на 15% - это около 800 миллионов рублей? Создали в каждом районе Перми комиссию по сбору недоимок, и они сократились сразу на 50%.
Считаю, что при существующей системе взаимоотношений федерального Центра, региональных и муниципальных властей назначение губернаторов и мэров может привести лишь к нарастанию существующих проблем и неспособности их решить. Пермь