Избрание президентом Адыгеи красноярского золотопромышленника Хазрета Совмена многие СМИ почему-то назвали неожиданным, хотя "НГ" еще полтора года назад предсказывала именно такой результат. Правда, с одной оговоркой: если Хазрет Меджидович, который проработал за пределами Адыгеи 35 лет, все же надумает вернуться на малую родину.
Фиаско Аслана Джаримова, занимавшего высшую должность еще с советских времен, объясняется не значительными финансовыми возможностями его конкурента, прозванного оппонентами "золотой лошадкой", а прежде всего проводимой бывшим президентом национальной политикой. "НГ" первой из российских СМИ еще два года назад обращала внимание на вопиющие факты дискриминации в Адыгее прав славян, составляющих почти две трети населения. В республике все еще действуют противоречащие федеральному законодательству нормативные акты, а "джаримовская" Конституция по-прежнему не позволяет неадыгейцам баллотироваться в президенты.
Экономическая политика Джаримова привела к созданию своеобразной биржи наемников из бедных казачьих станиц для работы в богатых адыгейских аулах. Республика раскололась на две части. "Союз славян" объединил русских, казаков и часть адыгейцев, а власть дружила с земляками из "Адыгэ-Хасе". Лидер славян Нина Коновалова, также участвовавшая в выборах, уступила своему многолетнему оппоненту всего 1%. Действующий президент набрал только 10% - ту самую долю голосов, которую статистика относит к пресловутому административному ресурсу.
Предвыборный лозунг Совмена "Адыгея - моя семья" поддержало именно славянское большинство, даже несмотря на несколько неприятных лет национального ущемления. Растерянность Джаримова, обидевшегося на Совмена за то, что он вопреки своим обещаниям в последний день приема заявлений все же зарегистрировался кандидатом, только подтверждала вес сибирского золотопромышленника. В преддверии голосования на местном телевидении Джаримов апеллировал к совести Совмена, которого "не останавливает" даже то, что его, Джаримова, и проводимую им политику поддерживает Владимир Путин. И даже после столь явного поражения уйти достойно не позволила инерция любви к власти: иски Джаримова о нарушениях в ходе голосования отклонили местные суды.
Что касается Совмена, то прошедшие выборы для него - хороший задел на следующие. Президент Адыгеи уже поглядывает на кресло губернатора Красноярского края, где его знают как лучшего предпринимателя 2000 года, хозяина самого крупного в стране золотодобывающего предприятия. Остается проявить себя умелым хозяйственником на руководящем посту и гарантом соблюдения национальных прав славянского населения Адыгеи.