Лет тридцать назад Василий Распутин в одной из публикаций посетовал на то, что Иркутск из-за бездумно проводившейся массовой застройки потерял свое историческое лицо. И позавидовал томичам - мол, задержка в темпах жилищного строительства Томску пошла только на пользу. Безликие панельные дома тогда здесь строились в основном на окраинах, не затрагивая историческую часть города, и Томск таким образом сохранил свое лицо - неповторимую деревянную архитектуру. Позднее это обстоятельство получило официальное признание - Томску был присвоен статус исторического города.
Не потерять лицо - большая честь. Но, если судить по состоянию памятников деревянного зодчества, нынешние томские власти такой честью пренебрегают. Памятники деревянного зодчества хорошо горят, а если не горят, то гниют без должного присмотра. В этом смысле наиболее показательна и типична судьба двух домов - памятников федерального значения: в переулке Плеханова, 5-а, и на улице Дзержинского, 21, в охранной зоне.
Первый был архитектурной доминантой на улице, прилегающей к центру города, почти что на середине короткого пути между мэрией и областной администрацией. Сначала его подожгли. Но пожарные сохранили основу, дом отреставрировали. Однако второй поджог оказался успешнее - строение сгорело дотла. Поджигателя нашли, судили. Из материалов дела следовало, что он был пироманом. Но позднее стало известно, что двум инвесторам, вознамерившимся восстановить памятник в первоначальном виде, угрожали расправой. Сейчас на месте памятника федерального значения - мясные ряды. Да и сам переулок Плеханова - один сплошной рынок.
Судьба другого дома трагично завершилась совсем недавно. По мнению специалистов, таких строений в мире найдется немного, а за Уралом оно - единственное. В двух разных изданиях альбомов "Деревянная архитектура Томска" фотографии именно этого здания украсили обложку. А в описании памятника говорится так: "Объем дома, его мягкий силуэт удивительно гармонично сочетаются с природным окружением и бережно сохраняемой застройкой".
В 1987-м, когда вышел второй альбом, это здание, кстати сказать, построенное в 1892 г., было поставлено как бы на капитальный ремонт. "Как бы" - выражение, совершенно точно передающее характер процесса. За 11 лет здание (деревянное!) ни разу не было отремонтировано. Судя по его дальнейшей судьбе, бездействие было преднамеренным. Богатый декор разворовывался, здание стремительно ветшало. Потом - обязательная страница в истории таких сооружений - дом подожгли. Огонь вроде бы потушили. Но зданию легче не стало, оно продолжало гибнуть.
И вот горький ноябрьский финал: по распоряжению хозяина дом разобрали и распилили. Трагедия была описана в одной из местных газет под характерным заголовком: "Вишневый сад снова вырубают".
Было множество людей и организаций, не отказывавшихся от ответственности за эти сооружения. У этих домов, казалось, были все основания для счастливой судьбы. Но когда есть семь нянек, то дитя, естественно, остается без глазу.
Можно констатировать: утверждение "Памятник архитектуры федерального значения находится под охраной государства" - филькина грамота. Памятники (в данном случае речь идет только о деревянных памятниках) не охраняются никакими реальными действиями: ни соответствующим финансированием ремонта, ни нормативными документами, дававшими бы возможность оптимального его использования (аренда ли, приватизация), ни службами охраны общественного порядка. И не с кого требовать соответствующей ответственности. А значит, все можно. И деревянные памятники горят ясным пламенем.
Между тем в Томске есть две организации, которым предписано заниматься их охраной: муниципальная - "Томск исторический" и областная - Центр по охране памятников. Между ними на протяжении всего времени их существования идет тихая война. А борьба идет за банальное - кто будет собирать плату за аренду площадей в памятниках архитектуры.
Замутняет ситуацию отсутствие четких реестров памятников федерального, областного и муниципального значения, поскольку нет четких критериев их разграничения. Летом заместитель губернатора Оксана Козловская на собрании областной Думы сообщила, что стало возможным то, в чем город и область не могли достичь согласия в течение десятилетия: составить реестры памятников, по ее словам, благодаря человеческому фактору. Встретились, с одной стороны, губернатор Виктор Кресс и его заместитель Оксана Козловская, а с другой - мэр города Александр Макаров и начальник городского департамента недвижимости Анисим Учитель и договорились. Правда, через пять месяцев и произошло то, о чем было рассказано выше.
И неудивительно. Деньги, которые аккумулируются на счетах в вышеупомянутых охранных организациях, имеют мало шансов быть употребленными на ремонт исторических "деревяшек". С этими деньгами вообще полная неясность. Не случайно спикер городской Думы, ведущей затяжные бои с мэрией, как-то публично назвал городской департамент недвижимости и "Томск исторический" "воровскими притонами", в которые следует послать специалистов Счетной палаты.
Естественно, что до "горючих" памятников, находящихся в старой, а значит, центральной части города, никому нет дела. Кроме единственного вышеупомянутого случая поимки поджигателя, других успехов у правоохранительных органов в этой сфере нет. Прокурор одного из городских районов так комментирует ситуацию: "Дела о поджогах относятся к категории наиболее труднораскрываемых. А если поджог заранее спланирован и осуществлен какой-нибудь серьезной организацией, то доказать это почти нереально".
В декабре в той самой охранной зоне на улице Дзержинского, наискосок от вышеупомянутого дома # 21 по трагической иронии судьбы загорается деревянное здание районного суда. Загорается в шестой раз! Мотивы поджогов просматриваются достаточно ясно: освобождается земля, за бюджетный счет расселяются погорельцы. А возможным это становится, во-первых, потому, что реально не действуют запреты на строительство в охранной зоне. Тот самый хозяин дома # 21 по улице Дзержинского предполагал, например, "восстановить" дом, но в существенно измененном (!) виде.
Во-вторых, несмотря на закон, предусматривающий восстановление погибшего сооружения в первоначальном виде, сделать это оказывается не так просто и по другим причинам. Вот пример того же самого здания по пер. Плеханова. Уже нынешние торговые магнаты Плехановского рынка готовы были восстановить здание и разместить в нем свой офис, однако последовал запрет. И с той стороны, с какой не ожидали: со стороны пожарных, которые запрещают строительство зданий ближе 15 м от других домов. Получается, что правда пожарных выше правды истории, правды архитектуры?
Восстановлению и ремонту памятников, кроме правовых причин (хотя они не носят непреодолимого характера), мешают и причины сугубо материального порядка. В основной массе памятников деревянной архитектуры живут обычные жильцы. И понятно, с какими трудностями может быть сопряжен ремонт такого сооружения. Поэтому отнюдь не случайна фраза, брошенная заместителем мэра Анатолием Титовым: "Этот дом принадлежит Москве, вот пусть Москва и ремонтирует".
Кроме того, в центральной части Томска, именовавшейся в дореволюционные времена болотом, есть шедевры деревянной архитектуры, но, к сожалению, нет инженерных коммуникаций. То есть проблема сохранения исторического наследия выходит уже на другой уровень. Справедливости ради все же замечу, что как раз здесь после десятилетней раскачки начались какие-то сдвиги.
Вот, например, у подлинного шедевра томской деревянной архитектуры, находящегося на магистральной улице - Красноармейской, 71, счастливая судьба. Сказочный терем практически разваливался. Счастливым оказалось решение губернатора Виктора Кресса передать его Российско-немецкому центру. Германия вложила в капитальный ремонт здания более одного миллиона марок. Попробуй, сожги такое здание - будет международный скандал. В местной прессе высказывались предложения раздать такие памятники по национальным обществам. Но, увы, памятников в Томске больше, чем богатых стран┘
Сейчас в Томске идет подготовка к празднованию в 2004 г. 400-летнего юбилея города. В столице выбиваются средства на ремонт. И город заметно меняется. Одно только жаль - что в перечне мероприятий, которые необходимо сделать к юбилею, есть все, в том числе и издание юбилейных альбомов, нет только одного - должного внимания к памятникам деревянного зодчества.
Томск