Верховный суд Северной Осетии под председательством Александра Абоева приступил к повторному рассмотрению уголовного дела по обвинению банды Ивана Хубулова в подрыве трех жилых домов в мае 1999 г. в поселке Спутник, находящемся в городской черте Владикавказа. В ноябре прошлого года суд уже рассматривал это дело, но судья вернул обвинительное заключение в прокуратуру республики - в его тексте была пропущена фамилия одной из обвиняемых.
"То, что Северная Осетия в последние годы стала одним из самых взрывоопасных регионов страны, по мнению специалистов, имеет несколько причин, - пояснил "НГ" старший следователь республиканской прокуратуры Семен Мзоков. - В частности, это связывается с постоянно тлеющим осетино-ингушским конфликтом. Сотрудники же правоохранительных органов в большинстве своем связывают последние теракты с "чеченским следом".
Предвыборная кампания по выборам президента РСО-А 2002 года высветила еще одну версию: к борьбе за высший государственный пост республики привлечен крупный российский криминал, имеющий этническую общность с местным преступным сообществом. Эти методы борьбы в большей степени были характерны для Южной Осетии, где власть фактически не подконтрольна ни российскому, ни грузинскому руководству.
В череде взрывов, прогремевших в Северной Осетии в последние годы, особое место занимает теракт в поселке Спутник. 16 мая 1999 г. около 6 часов утра были подорваны жилые дома # 39, 49 и 51, в подвалах которых сработали самодельные взрывные устройства. Исполнителями терактов были жители Северной и Южной Осетии, а также ингуши из Пригородного района. Несмотря на то что преступниками были жители республики, у следователя Семена Мзокова нет сомнений в "чеченском следе" теракта. "В начале мая 1999 года, - продолжает Мзоков, - главарь преступного сообщества, которое насчитывало 14 человек, вошел в сговор с не установленными следствием лицами, которые предложили Хубулову крупное вознаграждение за совершение теракта во Владикавказе с целью нарушения общественной безопасности и устрашения нашей республики. Ему также были переданы три взрывных устройства".
В ходе следствия было установлено, что за совершение теракта главарь банды получил 10 тыс. долл. Тогда погибли 4 человека, 16 получили ранения. Общий имущественный ущерб составил 1 млн. 800 тыс. руб. По словам Мзокова, согласно разработанному преступниками плану участники банды Гелашвили и Габараев ночью должны были вскрыть входные двери в подвалы пятиэтажных домов. После этого еще одна участница банды Мурзабекова должна была пронести в подвальные помещения взрывчатые вещества в пакетах, а не установленное следствием лицо, в свою очередь, должно было привести в действие часовой механизм взрывателей. Судья Александр Абоев заверил, что суд будет идти последовательно, изучая каждый эпизод уголовного дела.
Владикавказ