0
1314
Газета Регионы России Интернет-версия

25.01.2002 00:00:00

В тени леса

Тэги: архангельск, бизнес, криминал


В Архангельске загремели выстрелы. В центре города посреди дня из автомата убит Владимир Мальков, директор лесоэкспортной фирмы "Тимбэкс". Точно так же неизвестные расправились с местным криминальным авторитетом Демури Шония, персоной широко известной в кругу архангельских лесопромышленников. Два заказных убийства за одну неделю. Обе жертвы крутились в местном лесном бизнесе с давних пор. Очевидно, кто-то решил провести "зачистку", прорубить путь.

На таком фоне идут переговоры питерского холдинга "Илим Палп Энтерпрайз" с архангельской промышленной группой "Титан". Установив контроль над Братским ЛПК, "Илим Палп" пытается поглотить Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат. В "Титане", владеющем АЦБК, аппетиты холдинга вызывают страх.

Директор группы Владимир Крупчак и без того занимает третье место в рейтинге наиболее влиятельных персон области. Дифирамбы в его адрес поет большинство архангельских СМИ. В Архангельске он хозяин.

Медик по образованию, с 1996 года занимает кресло председателя совета директоров Архангельского ЦБК. Попав в бизнес, в методах особенно не стеснялся. Врагов нажил достаточно. Не случайно ведь при голосовании в местном совете депутатов, где решался вопрос о выборах представителя в Совет Федерации, кандидатуру Крупчака "прокатили".

Расставаться с ключевым предприятием своей ФПГ Крупчаку тяжело. Поначалу пресс-служба Архангельского ЦБК резко заявляла, что ни о каком вхождении комбината в "Илим Палп" речи быть не может. Но питерский холдинг не отступал. Подконтрольные "Илим Палпу" СМИ продолжали писать о поглощении предприятия как о деле решенном. Давление нарастало.

Неожиданно Владимир Крупчак меняет свое решение. Теперь он заговорил о планируемом объединении "Титана" с "Илим Палпом". Возможно, Крупчак близко к сердцу воспринял произошедшие в Архангельске убийства?

Ясно, впрочем, что питерским бизнесменам Смушкину и Зингаревичу нужен Архангельский ЦБК, а не еще один партнер с сомнительной репутацией.

Один такой у них уже был. Речь идет о Дмитрии Варварине, главе компании "Орими", давнем партнере Захара Смушкина по лесному бизнесу. Весной 2000 года его не стало. Варварина застрелили из пистолета Макарова, когда он выходил из своей машины. В день убийства журналисты искали Смушкина, чтобы взять у него комментарии по поводу случившегося. Однако руководитель "Илим Палпа" отправился в срочную командировку и от бесед с представителями прессы уклонился.

Зато со СМИ охотно общался друг Варварина Юрий Болдырев, баллотировавшийся тогда на пост губернатора Северной столицы. Комментируя убийство, он сообщил, что у Варварина были проблемы, связанные с бизнесом. В частности, на предпринимателя давили, требуя сменить управляющего на Архангельском лесоперерабатывающем комбинате.

Заказные убийства и бандитские разборки в лесном бизнесе никого не удивляют. Отрасль криминализована. В ней крутятся гигантские деньги. Власти на происходящее внимания не обращают. Правоохранительные органы закрывают глаза. И пока ситуация не изменится, тень подозрения будет падать на всех игроков рынка. Слишком жесткие там правила, слишком велика ставка, чтобы жить и преуспевать, оставаясь во всем белом.

Большой бизнес - большое влияние - большие прибыли. Эта цепочка глубоко засела в головах целлюлозных королей. Главный способ стать сильнее, могущественнее - экспансия. По этому пути "Илим Палп" пошел в Архангельске.

В области холдинг уже владеет Котласским ЦБК, одним из крупнейших в Европе предприятий лесной отрасли. Архангельский ЦБК по мощности сравним с Котласским. Вместе они выпускают около 40% российского картона и 30% целлюлозы. Если учесть, что в ближайшее время в собственность "Илим Палпа" перейдет Усть-Илимский ЛПК (Иркутская область), то впору говорить о доминирующем положении холдинга на отечественном рынке леса. Управляя более чем 30 лесопромышленными предприятиями, можно диктовать свою волю мелким поставщикам, устанавливать выгодные закупочные и отпускные цены. Наконец, не стоит забывать о гигантских лоббистских возможностях, открывающихся перед монополистом.

Лесная отрасль работает в основном на экспорт. Выручка исчисляется сотнями миллионов долларов. Но то, какой процент прибыли осядет в карманах хозяев бизнеса, во многом зависит от их отношений с местными властями. Чем крупнее компания, тем легче ей "надавить" на мэра, губернатора, региональных депутатов. Тем проще добиться от них налоговых льгот. Тем вероятнее, что они закроют глаза на неуплату денег в бюджеты и внебюджетные фонды.

На Котласском ЦБК "Илим Палп" хозяйничает уже давно. Инвестиционная программа, на условиях которой предприятие было передано холдингу, выполняется очень оригинально. Модернизация производства происходит исключительно на собственные средства ЦБК. А деньги "инвестора" приходят на счет комбината и тут же отправляются обратно. Потому что главное - это квитанция для отчета перед властями, что, мол, деньги поступали. Во власти, понятное дело, тоже не дураки сидят. И о схеме этой прекрасно знают. Но ничего не делают. Почему?

В Братске "Илим Палп" тоже пытался действовать по привычным правилам. Выводил активы с БЛПК, не платил по долгам, собирался обанкротить предприятие с тем, чтобы избавиться от обязательств перед кредиторами (основные производственные мощности предварительно были переданы на баланс дочерней компании, акции которой разлетелись по офшорным фирмам руководителей холдинга). Однако власти Иркутской области влиянию Захара Смушкина и Бориса Зингаревича не поддались. Да и кредиторы БЛПК (прежде всего местные энергетики) оставаться в дураках не желали. Долги с "Илим Палпа" стребовали, активы заставили вернуть.

В Архангельске не так. Депутат областного совета Юрий Зарума не первый год говорит о схемах сокрытия валютной выручки, которые практикует "Илим Палп". Интересовались деятельностью холдинга и таможенники. Их насторожило, зачем компания в четыре раза переплачивает за поставляемое из-за рубежа оборудование. И не является ли это банальной схемой перекачки денег в иностранные банки?

Заруму никто не слушает. На полосы областных газет ему путь заказан. С таможней сложнее. Приручить федеральную службу куда труднее, чем сделать регионального депутата маргиналом.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

"Яблоко" отмечает 1000 дней спецоперации

Дарья Гармоненко

Партия Явлинского напомнит о своей политической борьбе за мир

0
944
Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Надеждин идет в народ поговорить о бюджетах

Дарья Гармоненко

Со сбора подписей за социальное государство начнется серия новых оппозиционных проектов

0
803
У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

У каждого второго микрозаемщика уже есть долг перед банком

Анастасия Башкатова

ЦБ указал на социальную функцию быстрых кредитов до получки

0
891
Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Судьям прибавят зарплату за "выгорание на работе"

Екатерина Трифонова

Число действующих служителей Фемиды скоро сравняется с количеством отставников

0
790

Другие новости