0
1335
Газета Регионы России Интернет-версия

28.12.2001 00:00:00

Бриллиантовая река

Тэги: архангельск, авантюризм, алмазы


На прошлой неделе в арбитражный суд Архангельска поступил иск от российской компании "Архангельскгеолдобыча" (АГД), которая добивается начала освоения одного из богатейших в России алмазных месторождений - Верхотинского. Оппонентом АГД в этом деле выступает канадская фирма "Аркейнджел Даймонд Корпорейшн" (АДК), играющая несколько последних лет роль агента "Таск Холдинг Лимитед", семейной компании Г. Оппенгеймера - главы корпорации "Де Бирс", мирового монополиста в торговле алмазами.

С одной стороны, зарубежные инвестиции в российскую экономику для нас жизненно необходимы. А с другой - возникает проблема: как уберечься от недобросовестных инвесторов, которых на благословенном Западе, как выясняется, хоть пруд пруди. И хотя российские и зарубежные издания не раз писали о конфликте вокруг Верхотинского алмазоносного участка, позволим себе вкратце напомнить нашим читателям суть истории.

В 80-х годах в Архангельской области были обнаружены большие запасы алмазов. По оценке международных экспертов, запасы одной только кимберлитовой трубки имени Гриба, открытой на Верхотинском алмазоносном участке, оцениваются в пять миллиардов долларов. В 1993 году АГД заключила с канадцами соглашение об оценке промышленной значимости и подготовке технико-экономического обоснования (ТЭО) разработки Верхотинского участка. А заодно договорились, что создадут совместное предприятие на паритетных началах. Назвали его "Алмазным берегом". Этому СП после подготовки полного ТЭО российская сторона должна была передать лицензию на разработку участка - если таковая передача будет разрешена российским законодательством.

А вот дальше начались чудеса. Канадцы спешно выпустили дополнительную эмиссию акций СП и довели свою долю до 66 процентов. Причина подобной спешной операции выяснилась чуть позже, когда из-за канадской стороны выросли уши знаменитой корпорации "Де Бирс". Всемирный монополист в области торговли необработанными природными алмазами держит цены в этом сегменте рынка на высоком уровне. Выяснилось, что и в АДК 28 процентов акций купил семейный инвестиционный фонд Оппенгеймеров - фирма "Таск Холдинг Лимитед". После этого с канадской стороны и обнаружилась явно тенденция к замораживанию работ. Финансирование проекта и вовсе было прекращено. В результате российская сторона вынуждена была взять поиск средств на себя. Именно после прихода "Де Бирс" АДК резко активизировала деятельность по досрочной передаче лицензии "Алмазному берегу".

К счастью, к этому времени государственное предприятие "Архангельскгеология" (которому эта лицензия в тот момент и принадлежала) уже стало акционерным обществом - ОАО "Архангельскгеолдобыча". Неудивительно, что акционеры АГД выступили против немедленной передачи лицензии и потребовали полностью оплатить разработку ТЭО.

Скупка акций на подставные фирмы для "Де Бирс" - дело обычное. Да и стремление к "замораживанию" месторождения тоже вполне объяснимо: сегодня склады всех сбытовых организаций мира переполнены природными алмазами. В таких условиях вкладывать деньги в разработку невыгодно. Но и отказываться от прав на месторождения алмазные монополисты тоже не хотят. Вариант собаки на сене в полной мере реализуется сегодня на соседнем с Верхотинским месторождении - Ломоносовском. Там уже три года после начала "партнерских" отношений с "Де Бирс" геологические работы фактически остановлены.

Россия представляет опасность для этой всемирной монополии еще и потому, что в отличие от других стран с алмазными месторождениями по сей день сохраняет очень даже неплохое гранильное производство. И если вдруг она найдет средства на самостоятельную разработку алмазов, которые может, минуя "Де Бирс", продавать на внешнем рынке, - то из России потечет в мир широкая бриллиантовая река.

Когда российские партнеры отказались передать "Алмазному берегу" лицензию, АДК подала иск в Стокгольмский арбитраж на АГД, всех его акционеров и даже на известного бизнесмена, члена совета директоров АГД и главу "Газпроминвестхолдинга" Алишера Усманова. Усманов с самого начала догадывался об истинных намерениях "партнеров". Они явно рассчитывали на то, что процесс будет тянуться бесконечно долго. А вместе с ним будет оттягиваться и решение о продолжении разработки Верхотины.

Впрочем, авторы многих публикаций в российских общественно-политических и специализированных юридических изданиях давно уже предрекали, что у АДК нет ни одного шанса выиграть суд. Да и руководство АГД тоже неоднократно предупреждало канадскую компанию о том, что ее обращение с иском в Стокгольмский арбитраж не имеет судебной перспективы. Как и следовало ожидать, 25 июня 2001 года международный арбитраж в Стокгольме рассмотрел иск АДК к АГД, в котором канадцы требовали немедленно перерегистрировать лицензию на разработку Верхотины на СП "Алмазный берег". И - отклонил его.

Но этим поражение АДК не ограничилось. Выяснилось, что документы, на которых канадская компания основывала свои исковые требования и использовала в качестве доказательств, - фальсифицированы. Меморандум от 25 февраля 1994 года, - предусматривавший переоформление лицензии на СП "Алмазный берег", оказался грубой подделкой. В частности, была подделана подпись ныне покойного заместителя генерального директора АГД В. Гриба, что засвидетельствовала графологическая экспертиза, проведенная Экспертно-криминалистическим центром Министерства внутренних дел РФ 20 апреля 2001 года. Поддельным оказалось также письмо за # 1836 рп от 23 марта 1998 года, составленное на бланке правительства Российской Федерации и представленное АДК в международный арбитраж для доказательства своей правоты. Как сообщили в письме из аппарата правительства, за вышеназванным номером из данного ведомства вообще писем не исходило. А сотрудник по фамилии Куницина Л.М., в аппарате правительства вообще никогда не работал!

То есть топ-менеджер канадской компании Тимоти Хэддон и гендиректор "Алмазного берега" Майкл Крел, назначенный на эту должность по представлению АДК, пошли на откровенный подлог. По факту фальсификации документов прокуратура Архангельской области сегодня возбудила уголовное дело. Майкла Крела (оказавшегося бывшим нашим соотечественником Михаилом Крелем) допросили. Говорят, сейчас он в Москве под подпиской о невыезде.

Кроме того, проведенная акционерами АГД тщательная проверка выявила и более чем странные обстоятельства подписания в 1993 году злополучного соглашения. Бывшие руководители тогда еще государственной АГД подписали с канадцами, как выяснилось, в один и тот же день несколько противоречащих друг другу документов. Проведенная проверка финансов канадской фирмы по состоянию на 1993 год выявила ее полную неплатежеспособность. Тем не менее соглашение с АДК было заключено. Ошибка это бывших начальников или злой умысел, теперь установить невозможно. Вряд ли Крел, он же Крель, признается в том, что давал взятки...

Уже сама по себе подобная околокриминальная суета зарубежных граждан вокруг стратегически значимых алмазных месторождений способна вызвать оторопь. Оказалось, что глава АДК Тимоти Хэддон длительное время умудрялся водить за нос еще и акционеров АДК, среди которых, напомним, есть и сам Г. Оппенгеймер. Из писем Хэддона акционерам АДК следует, что вплоть до сегодняшнего дня он убедительно доказывал им, что лицензия на разработку Верхотины буквально завтра будет у них в кармане. И акционеры посылали АДК еще денег. Они позволяли г-ну Хэддону, чем-то напоминающему известного персонажа "Двенадцати стульев" отца Федора, начислять себе зарплату в несколько сотен тысяч долларов в год. Кстати, отец Федор тоже гонялся за алмазами.

Российская компания посчитала своим долгом раскрыть акционерам канадской компании глаза на действительность. В открытом письме от 29 июня 2001 года АГД предупредила уважаемых акционеров АДК, что готова далее участвовать в соглашении исключительно на законной основе и паритетных началах. После того как позиция АДК в отношении российского проекта не изменилась, АГД осенью направила партнерам последнее предупреждение. Хэддону дали понять, что российская сторона попросту разорвет соглашение от 1993 года.

Зарплату менеджерам АДК Хэддон выплачивает теперь... акциями самой АДК. То есть денег Хэддону больше не дают. А во-вторых, Хэддон принес в суд присяжных американского города Денвер, что в штате Колорадо, иск о взыскании 5 миллиардов долларов с одного из акционеров АГД - российской нефтяной компании "ЛУКОЙЛ".

Чем конкретно провинился российский нефтяной концерн перед Хэддоном, из иска понять невозможно. Это скорее не юридический документ, а сборник политических сентенций, перемежаемых фантазиями. Например: "В 1993 году, всего через два года после неудавшегося государственного переворота против Михаила Горбачева и поражения противников Ельцина у Белого дома, у государства не было практически никаких средств на разведку полезных ископаемых, будь то газ, нефть, алмазы или золото". Или: "Когда "Аркейнджел" узнала о причастности (к алмазному спору. - Прим. ред.) "Лукойла", то первоначально решила, что "Лукойл" фактически контролирует АГД через "В.А.", тем более что инициалы генерального директора Вагита Алекперова были "В.А.". Теперь выясняется, что "В.А." контролировалась "Лукойлом" и Усмановым, и, по всей видимости, сокращение "В.А." означает "В" ("В"агит Алекперов) и "А" ("А"лишер Усманов)". Все это густо перемежается личными оскорблениями.

Юристом, который взялся поддерживать данный забавный документ в суде, оказался американский человек с печально известной в России фамилией Маркс. К счастью, этот случай как раз из тех, когда давняя трагедия повторяется исключительно в виде фарса. Господин Брюс Маркс, адвокат, известен в США как "специалист по России". В России же известен он тем, во-первых, что защищает всякие одиозные фигуры вроде Михаила Живило. Во-вторых, тем, что не выиграл еще ни одного дела. И в-третьих, несмотря на формально юридическую должность, г-на Маркса привлекают к работе тогда, когда нужно безнадежное дело перевести в плоскость политического шоу. И в этот раз г-н Маркс в первую очередь разослал вышеназванный труд не ответчикам, а в СМИ.

Как сообщают в своем пресс-релизе представители АГД, этот поступок послужил последней каплей, переполнившей чашу их долготерпения. 19 декабря в арбитражный суд Архангельска поступил иск от АГД о расторжении соглашения 1993 года. Российская сторона уверена в том, что, вложив в трудные годы более 20 миллионов долларов (против 9 миллионов, якобы привлеченных АДК), российские акционеры способны решать проблему разработки Верхотинского алмазоносного участка самостоятельно.

Еще жива привычка смотреть, сворачивая шею, в сторону Запада и зарубежного капитала, забывая при этом об Отечестве и о капитале отечественном, который один только и способен реально возродить страну.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Зюганову компенсировали недостаток ТВ-внимания

Дарья Гармоненко

На государственном канале вышло итоговое интервью лидера КПРФ

0
966
Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Федеральная палата адвокатов высказалась по итогам года

Екатерина Трифонова

Уголовные дела возвращают прокурорам, а страну – к советскому правосудию

0
929
Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Ил Дархан поручает Ил Тумэну отменить выборы мэра Якутска

Иван Родин

Глава Республики Саха сообщил, что демократию приходится модифицировать из-за войны Запада против России

0
917
Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Спрос на новогодние поездки увеличивается, но медленно

Ольга Соловьева

Путешествовать в зимние праздники планирует менее 3 миллионов россиян

0
876

Другие новости