"Без нового терминала у "Шереметьево" и "Аэрофлота" нет будущего", - заявил недавно гендиректор этой авиакомпании Валерий Окулов. И был, безусловно, прав. Но лишь отчасти. Да, знаменитый подмосковный аэропорт нуждается в срочной модернизации. Иначе в течение года-двух, по оценкам специалистов, при сохранении нынешних темпов эксплуатации его инфраструктура просто разрушится. А значит, авиакомпании и самая мощная из них - "Аэрофлот" (парк 113 самолетов, включая арендованные) вынуждены будут сокращать объемы перевозок и в конце концов обанкротятся. Сейчас аэропорт и авиакомпания стоят перед выбором оператора "Шереметьево-3". По всем признакам до конца нынешнего года тендерная комиссия должна объявить победителя. От того, кто выиграет тендер, зависит не только финансовое благополучие российских компаний, но и их деловая репутация.
Стоимость проекта строительства нового терминала "Шереметьево-3", по оценке управляющей строительством компании Bovis Lend Lease International Ltd., составляет примерно 210 млн. долларов. Планируется, что ОАО "Аэрофлот", ОАО "Международный аэропорт Шереметьево" и компания-оператор создадут совместное предприятие с равным долевым участием, которое будет управлять и владеть терминалом. Инвестиции самих участников в проект составят 70 млн. долларов, остальные средства должна привлечь в виде инвестиций управляющая компания. До Нового года, видимо, будет проведен конкурс по выбору генподрядчиков строительства, а до конца первого квартала 2002 года начнется полномасштабное строительство терминала, которое планируется завершить в апреле 2004 года. Напомним, что заявки в тендерную комиссию подали турецкий консорциум Tepe, Summa и Akfen, французская Airport des Paris, немецкая компания Hochtief и шведско-финский концерн Skanska. Со временем, после нескольких заседаний комиссии, в которую входят представители авиакомпании, "Шереметьево", Минтранса и Минэкономразвития РФ, определились два основных претендента на победу - французы и скандинавы.
Первых открыто поддержали в "Аэрофлоте", в частности гендиректор Валерий Окулов и министр транспорта РФ, по совместительству - председатель совета директоров авиакомпании Сергей Франк, которому приписывают "хлопоты" по отставке генерального директора "Шереметьево" Сергея Сутулова. Вторых - руководство "Шереметьево" и глава Минэкономразвития, председатель совета директоров аэропорта Герман Греф. Перспективное развитие аэропорта может быть осуществлено лишь на основе привлечения стратегического инвестора, способного не только предоставить капитал, но и обеспечить финансовый, проектный и строительный менеджмент в соответствии с принятыми мировыми стандартами. Наиболее серьезными и детально проработанными можно считать предложения компании Skanska, имеющей значительный опыт в сфере финансового менеджмента и строительства более чем в 66 странах, в том числе в России, а также построившей более 40 международных аэропортов по всему миру, в том числе аэропорт "Кеннеди"". Напомним, что эта компания еще в 1999 году вложила на начальном этапе строительства около 1 млрд. долларов собственных средств и привлекла капитал международных финансовых институтов, фондов и заинтересованных компаний в размерах, достаточных для реализации программы развития аэропорта, которую Skanska совместно с "Шереметьево" уже подготовила. По оценкам ее специалистов, после введения в строй нового терминала прибыль аэропорта составит примерно 42 млн. долларов, а спустя два года, когда будет полностью завершено его строительство, - 80 миллионов.
Это резоны аэропортовцев. А вот что двигало людьми из "Аэрофлота", ясно не вполне. Airport des Paris (ADP), хотя и эксплуатирует немало аэропортов, в том числе знаменитые парижские Orly, Charles de Gaulle и Le Bourget, тем не менее довольно дорого оценивает свои услуги. Но и с этим можно было бы смириться, если не знать, что ADP не брезгует обогатиться за чужой счет. Как отмечает шведская деловая газета "Гетеборг", проектная документация на 8 млн. долларов по модернизации аэропорта "Шереметьево", представленная на тендер ADP, была ею "позаимствована" у главного соперника - только титульный лист сменили. А тут еще комиссия Государственной Думы по борьбе с коррупцией продолжает обвинять Сергея Франка в уголовных преступлениях. Того гляди, отправят его в отставку с поста министра. Если это произойдет, то Герман Греф в отсутствие своего главного противника без особого труда "продавит" на тендере компанию Skanska. Даже не пользуясь пресловутым административным ресурсом.
Достаточно публично задать вопрос: прилично ли российским компаниям заключать договор с, возможно, нечистоплотной фирмой под давлением высокопоставленного чиновника с сомнительным профессиональным прошлым. Кроме того, по косвенным признакам можно определить, что сторону шведской компании занял и премьер-министр Михаил Касьянов. По крайней мере, шансы Skanska резко выросли после того, как он побывал с рабочим визитом в Стокгольме. По нашим сведениям, российский премьер обсуждал с королем Швеции Карлом XVI Густавом перспективы участия в тендере компании Skanska, 20% акций которой, по информации, заслуживающей доверия, ему принадлежат. Кстати, источники в Кремле утверждают, что на эту же тему шел разговор скандинавского монарха с Владимиром Путиным в Москве во время официального визита шведской делегации. Главе государства понравился проект Skanska. Так что скорее всего именно Skanska составит компанию "Аэрофлоту" и аэропорту в совместном предприятии, которое планируется учредить для управления новым терминалом. В противном случае рано или поздно вокруг "Шереметьево" снова разгорятся скандалы. Только уже с криминальным душком.