-Индустрия детского отдыха полуразрушена, обворована, ограблена, наполовину просто уничтожена - так говорили участники конференции. Тамара Алиевна, что, на ваш взгляд, происходит?
- В переживаемые страной нелегкие времена труднее всего тем, кто слабее. А это старики и дети. Никогда ранее по улицам города не болталось летом столько детей. Они ютятся по подвалам и чердакам, вступают в ряды скинхэдов и прочих "штурмовиков". Преступность готовит из них себе смену. Льготами пользуются дети-сироты, дети с ограниченными возможностями, оставшиеся без попечения родителей, потерявшие кормильца, из многодетных семей, из семей беженцев и вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий, вооруженных конфликтов, трудные подростки. А если ребенок здоровый, не состоит на учете в комнате милиции, а его родители зарабатывают крохи, ему помощь государства не полагается. Пришла ко мне как-то женщина, сказала, что она и ее муж инженеры, получают мало, нет возможности отправить ребенка в лагерь. Женщина у меня спросила: "Какое преступление должен совершить мой ребенок, чтобы он попал в трудные подростки и государство взяло на себя его отдых?"
Лагеря разных форм собственности сегодня существуют без законодательной базы, по инструктивным материалам ВЦСПС от 1987 года, а некоторые документы датированы 1959-1960 годами. От лагерей хотят избавиться. Кому нужно учреждение, которое необходимо содержать и развивать за счет прибыли предприятия? Повсеместно происходит искусственное банкротство лагерей. Это как заказное убийство, и "расстрелу" в первую очередь подлежит социальная сфера. А если она в красивой прибрежной зоне, то "надгробья" появляются немедленно в виде коттеджей, казино и так далее.
Скудные финансы не позволяют укомплектовать лагеря учителями, врачами, поварами, кочегарами. Лагеря попросту грабят. Из пищеблоков воруют бочки, алюминиевые кастрюли и ложки, разматывают моторы, срезают указатели, электропровода, добрались до водонапорных башен. Приходится прибегать к услугам очень дорогой охраны.
- Как вы оцениваете инициативу петербургских властей: открытие при школах и детских центрах, расположенных в зеленых парковых зонах, лагерей дневного пребывания?
- Чтобы признать обеспечение детского отдыха в Петербурге удовлетворительным, должно быть реализовано 200 тысяч путевок. И эту статистику отчасти делают городские лагеря дневного пребывания, затраты на содержание которых значительно низкие. В плане же оздоровления они малоэффективны. О каких зеленых зонах можно вести речь в городе, находящемся в верхних строках рейтинга по загрязненности окружающей среды? Какая педагогика рядом с уличными ларьками, рынками, автостоянками? Такая экономия денег похожа на экономию крестьянина, которому не удался урожай, он проел все собранное, чтобы не влезать в долги, а весной ему нечего было сеять, и к осени он умер с голода.
- Тамара Алиевна, возглавляемая вами ассоциация "Взрослые и дети" какое видит решение проблем, связанных с детским отдыхом?
- Мне представляется, что решение судьбы детских оздоровительных лагерей сегодня зависит от политической воли государства. Оно должно свести к минимуму свое присутствие в экономике лагерей, сосредоточившись на политическом аспекте - на принятии закона о поддержке детского оздоровительного отдыха. Для предприятий, которые владеют лагерями на правах аренды или хозяйственного ведения, должны быть установлены максимально долгие сроки аренды с минимальными арендными платежами. Следует запретить перепрофилирование социально значимых объектов.
Санкт-Петербург