Ситуация в российском автомобилестроении не поддается однозначной оценке. Одни предприятия год от года несут убытки и вот-вот закроются, другие - держатся пока на плаву, но будущее у них туманно. Главная проблема бывших советских автогигантов - отсутствие денег на модернизацию производства. И, как следствие, неконкурентоспособность: на внутреннем рынке российскую продукцию все больше теснят подержанные иномарки.
"КамАЗу", похоже, нечем больше хвастаться, кроме как "загаром", приобретенным на гонках "Париж-Дакар".
Склады ВАЗа затоварены. Цены - а вслед за ними и количество нереализованных машин - растут с каждым днем. Качество по-прежнему оставляет желать лучшего. Руководство завода заявило о сокращении производства. Поможет ли это выправить ситуацию - неизвестно.
Не лучше обстоят дела на "Москвиче". АЗЛК будет жить ровно столько, сколько этого захочет правительство Москвы. Пассажиры таганско-краснопресненской ветки метро каждый раз, проезжая около станции "Текстильщики", наблюдают бескрайнее поле "гробиков-сугробиков" - заваленных снегом "Святогоров", "Долгоруких" и прочих "Князей Владимиров".
Тут следовало бы начать очередной "Плач Ярославны" по судьбе отечественного автопрома. Звать государство все силы бросить на помощь российским заводам. Прыгать от радости по поводу открытия очередного сборочного конвейера иностранных машин.
Однако "отверточная сборка" все-таки не единственный выход из сложившейся ситуации. Организовать эффективное и современное производство, как оказалось, нам вполне по силам. Нужны только квалифицированные менеджеры, профессиональные экономисты, желание и умение работать.
Опыт ГАЗа показал: на отечественной автопромышленности рано ставить крест.
Декабрь этого года завод закончит без убытков, тогда как еще год назад ГАЗ завершил с "минусом" в астрономическую сумму - 5 миллиардов рублей. С лета темпы производства постоянно наращиваются. В июне с конвейера сошли 12 тысяч автомобилей, в октябре уже 18 тысяч. Причем спрос опережает предложение: за десять месяцев удалось продать больше машин, чем сделано. Склады готовой продукции стремительно пустеют. О привычном для российского автопрома "затоваривании" здесь успели забыть. Рентабельность продаж увеличилась с 2 до 5,4%.
Казалось бы, откуда такие успехи? Не манна же небесная свалилась на головы нижегородцев. Как ни странно, ничего сверхъестественного не произошло. Позитивные итоги года - результат грамотного управления предприятием. Год назад на ГАЗ пришли менеджеры инвестиционно-промышленной группы "СИБАЛ".
Сделаны совершенно логичные вещи. Настолько понятные, естественные и простые, что оторопь берет: почему на других китах российского автопрома не догадались сделать то же самое?
Первым делом ОАО "ГАЗ" перешло на денежные формы расчетов со всеми дилерами и поставщиками. Бартерные и вексельные схемы, к огорчению посредников и спекулянтов, канули в Лету. Отпускные цены на автомобили были приведены в соответствие с рыночными. Денежные средства перестали уходить на сторону. "Живые" рубли поступали прямо на завод.
С нарушениями трудовой дисциплины новая команда менеджеров мириться не стала. Задержанных с материальными ценностями, автодеталями или в нетрезвом виде в проходных и на территории завода - увольняют.
С администрацией города удалось договориться о передаче в муниципальную собственность детских садов, общежитий, объектов культуры и спорта. Это позволило выполнить указ президента РФ о передаче социальных объектов, находящихся на балансе предприятий, муниципальным образованиям. Количество сотрудников ГАЗа сократилось: воспитатели и нянечки стали городскими служащими, а не рабочими автомобильного завода.
Видимым результатом политики нового руководства стало повышение зарплаты рабочим более чем в два раза. Причем с опережением графика: платить 4 тысячи обещали лишь с января 2002 года, на деле же уже в октябре средняя зарплата на заводе превысила 4200 рублей.
"Проедать" инвестиции не стали. Ставку сделали на модернизацию производства, закупку нового оборудования. Осваивается выпуск семейства дизельных двигателей ГАЗ-560 по лицензии австрийской фирмы "STEYR". Эти новейшие двигатели с непосредственным впрыском топлива обладают высокими технико-экономическими показателями, соответствуют нормам экологической безопасности ЕВРО-1 и ЕВРО-2. Получен сертификат на соответствие системы качества сборочно-кузовного комплекса легковых и грузовых автомобилей национальным и международным стандартам ИСО-9002. Такой же сертификат вручен заводам коробок скоростей и дизельных двигателей, кузнечно-литейному производству и корпусу цветного литья.
Налажена своевременная поставка на завод всех комплектующих. От поставщиков ГАЗ требует не только оперативности, но и качества. В договорах отдельным пунктом записано: все детали должны соответствовать международным стандартам.
В 2001 году машины ГАЗа собрали, наверное, все возможные премии как лучшие российские автомобили: "Лучший фургон года" ("Соболь"), "Лучший фургон "Автосалона-2001" ("ГАЗ-2705"-"ГАЗель"-грузовое такси и "ГАЗ-27527"-"Соболь"), "Лучший микроавтобус "Автосалона-2001" (2-е место - "ГАЗ-322133"-"ГАЗель"-маршрутное такси, 3-е место - "ГАЗ-2217"-"Соболь-Баргузин"), "Лучший автобус "Автосалона-2001" (3-е место - "ГАЗ-3291"-"Валдай"). Завод получил почетный Диплом конкурса "За создание модельного ряда автомобилей по программе "Русское такси".
В конце ноября представитель президента в Приволжском округе Сергей Кириенко наградил директора ГАЗа почетным листом с присвоением звания "Заслуженный машиностроитель России". Сергей Кириенко сказал: "Для федеральной власти ГАЗ - ключевой завод. Если на нем все нормально, то, значит, российская экономика развивается. Инвестор выполнил то, что обещал год назад, значит, пришел надолго и всерьез. Есть перспективы у ГАЗа? Есть. Сегодня мы навели на заводе элементарный порядок, сверху сняли пенку, а дальше предстоит тяжелейшая колоссальная работа. А то, что ГАЗ имеет возможность хорошей перспективы, знаю точно".