Губернаторы - люди завистливые. Все-то они на соседей оглядываются: у кого денег в бюджете побольше, к кому высокие московские гости почаще наведываются и вообще - где находится столица российской провинции. А пуще же всего завидовали они всегда президентам национальных республик нашего федерального Отечества: одно название как звучит - президент! Да и вполне реальные привилегии (как политические, так и экономические, как персональные, так и для республик) всегда были этаким "доппайком" к высокому номенклатурному званию. Большинству остальных субъектов РФ не приходилось и рассчитывать на те налоговые и иные льготы, которыми пользовались - как своими - национальные республики. Теперь же губернаторам остается вспоминать фразу Остапа Бендера: "Я - человек завистливый, но тут завидовать нечему". Привилегии региональных президентов зашатались. И началось это с самой большой и, пожалуй, самой богатой из российских республик.
Явное и бесповоротное нежелание Москвы видеть Михаила Николаева в третий раз президентом Республики Саха (для непосвященных - Якутии) приобрело настолько конкретные формы, что лучший друг всех якутов "добровольно" отказался от участия в выборах. Михаил Николаев, впрочем, никогда не был самым влиятельным и авторитетным из региональных президентов. Ему просто не повезло, он попал в самое начало образцово-показательной кампании по воспитанию остальных президентов. Они это, безусловно, понимают и прикидывают, кто будет следующим объектом воспитания.
А что гадать? Дело не в очередности. Дело в принципе. Какая разница, с кого начнут? Возможно, с Муртазы Рахимова, который в последнее время старается быть незаметным, невидимым и неслышимым - но куда же спрятаться в башкирских степях от всевидящего ока. Или с Кирсана Илюмжинова - никакая шахматная федерация не поможет выиграть партию у Кремля, который всегда пяток ферзей в рукаве держит.
И даже Минтимер Шаймиев - возможно, самый осторожный, дипломатичный и даже самый нужный для московского Кремля региональный президент уже не может быть, как был до сих пор, спокоен за свое кресло #1 в кремле Казанском. Не просто же так Владимир Путин распорядился ускорить на целых два года процедуру обмена в республике паспортов на новый образец: потому что поди-ка разбери, какое гражданство у жителя Татарстана с советским паспортом и какое он отношение к России имеет - то ли полноправное, то ли "ассоциированное". А с российским паспортом под двуглавым орлом все ясно становится.
Конечно, совсем особый разговор о северокавказскаих республиках, но и там чувствуется крепнущая готовность жить с федеральным Центром в мире и согласии: президент Ингушетии Руслан Аушев твердо заявил, что не намерен баллотироваться на третий срок.
Национальная активность в республиках проявилась несколько лет назад совершенно закономерно и естественно. Странно бы ожидать, что люди согласны забыть свой язык и историю. Но так же закономерно на идее национально-культурного возрождения выросла и национальная политика, отчасти разумно эгоистичная, а зачастую спекулятивная и разрушительная. Это, собственно, давно уже поняли самые дальновидные из лидеров национальных республик, не случайно наиболее радикальные националистические организации не могут похвастаться поддержкой этих лидеров.
Остается только надеяться, что нынешняя, в общем-то полезная, кампания по "укорачиванию" амбиций региональных президентов не дойдет до абсурдной идеи ликвидации национальных субъектов Федерации и нарезки новых административных границ по живому телу. Потому что в этом случае получится просто совсем другая страна. А если точнее, то совсем никакой не получится.