0
4074
Газета Регионы России Интернет-версия

25.12.2001 00:00:00

Черкесы подают на развод

Тэги: кчр, борьба


кчр, борьба

Перед новым выходом на площадь

Кажущееся спокойствие в республике и отсутствие митингующих на центральной площади, где еще два года назад оппозиция объявила "вечный митинг", - всего лишь иллюзия, которая на самом деле свидетельствует о предтече более острых и драматических событий, чем самые масштабные по числу участников акции 1999 г. Яркое тому свидетельство - резкое обострение криминальной ситуации в республике, небывалый для курортного края рост фактов терроризма и заказных убийств политических деятелей и журналистов. Этнополитическая борьба последнего десятилетия - главная причина этих негативных событий.

За истекшие два года жители КЧР совершили несколько терактов, выходцы из республики обвинялись в совершении взрывов домов в Волгодонске и Москве, здесь происходили покушения на жизнь двух десятков высокопоставленных чиновников и депутатов Народного собрания. О некоторых горных районах республики заговорили как о местах сосредоточения религиозных радикалов, привычно называемых ваххабитами. После Дагестана и Ингушетии КЧР стала печальным лидером по выявленным боевикам, прошедшим подготовку в лагерях на территории Чечни и участвовавшим в боевых действиях.

Все эти обстоятельства вкупе с резко ухудшившейся ситуацией в экономике, вовлечением госструктур в "разборки" между нацорганизациями, небывалой коррупцией и невообразимым произволом в кадровых расстановках укрепили жителей КЧР в мысли о невозможности совместного проживания черкесов и абазин в одной республике с карачаевцами, находящимися сегодня у власти. Немаловажно, что в октябре 2001 г. именно в Карачаево-Черкесию из Абхазии стремились попасть чеченские боевики и арабские наемники во главе с полевым командиром Русланом Гелаевым.

Новый ислам - этнический

В Ставропольском краевом суде завершился процесс над пятью жителями КЧР, против которых были выдвинуты обвинения в терроризме, но не были доказаны обвинения в подготовке взрывов осенью 1999 г. жилых домов в Волгодонске и Москве. В отличие от громкого и гласного процесса над Салманом Радуевым и его сообщниками в Махачкале суд в Ставрополе проходил в одной из колоний строгого режима за закрытыми дверями. Прошедшие специальную подготовку в лагерях Хаттаба в Чечне и не раз принимавшие участие в боевых действиях против федеральных войск братья Аслан и Мурад Бастановы, Муратби Туганбаев, Тайкан Французов и Муратби Байрамуков приговорены к различным срокам лишения свободы - от 9 до 15 лет строгого режима.

Несмотря на то что, по данным социологических опросов, самым религиозным народом в республике признаны ногайцы, высокогорный Малокарачаевский район и город Карачаевск стали благоприятной почвой для распространения радикальных религиозных идей. Председатель наиболее многочисленной в КЧР национальной организации "Джамагат" Султан Темиров считает, что сегодня в отдаленных горных селах не редкость молодые люди, которые ничего не знают, кроме Корана, и порой не имеют представления, кто избран президентом России. Именно они и пополняют радикальные религиозные организации.

Хотя в целом народы Карачаево-Черкесии являются так называемыми светскими мусульманами, исповедующими традиционный ислам, вобравший в себя народные традиции, обычаи и неписаный горский морально-этический кодекс - адат, все же крайние взгляды в исламе стали популярными в республике прежде всего по причине многолетнего противостояния национальных организаций. Ислам и сегодня не является в национальных субъектах западной части Северного Кавказа в отличие от Дагестана и Чечни хоть сколько-нибудь значащей силой и в целом не оказывает заметного влияния на политическую жизнь. Но в союзе с национализмом, пронизавшим практически все нацорганизации КЧР, он способен на самое кардинальное влияние. И захват власти может оказаться не самым страшным последствием этого, когда речь идет о республике, где политические и хозяйственные конфликты облечены в этническое одеяние.

Захват власти, или Cенсация прокурора

Этими соображениями и руководствовался, видимо, генпрокурор России Владимир Устинов, когда сделал сенсационное заявление о предотвращении государственного переворота и захвата власти в двух соседствующих северокавказских республиках - Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Глава КБР Валерий Коков, которого иногда называют одним из самых влиятельных региональных политиков, поспешил в те дни пригласить в республику президента РФ Владимира Путина, чтобы он мог воочию убедиться в спокойной обстановке. Путину (а его визит оказался тогда неожиданным и готовился под завесой засекреченности) в Нальчике продемонстрировали преимущества местной системы образования и еще раз напомнили, что кабардинцы и балкарцы первыми из северокавказских народов связали свою судьбу с Россией.

В Карачаево-Черкесии обратили внимание на устиновское заявление далеко не сразу. Казалось бы, руководство КЧР должно было бы благодарить прокуратуру за то, что президент Семенов и его команда остались у власти. Молчание объяснялось ростом религиозного экстремизма в Малокарачаевском районе, произволом в национальной политике и политическими убийствами. Оригинальное объяснение заявлению Устинова дал секретарь Совбеза КЧР Борис Батчаев, ведомство которого республиканская прокуратура признала незаконно созданным и рекомендовала распустить. По его мнению, такое заявление генпрокурор сделал потому, что в этом был заинтересован экс-депутат от КЧР Борис Березовский, который, по его данным, протежировал в свое время Устинова на ныне занимаемую должность.

Кто на малочисленного?

В КЧР этническую окраску носит даже работа Счетной палаты. За последние месяцы она "отметилась" в половине северокавказских республик. Но только в КЧР ее работа рассматривалась не иначе как чей-то "преднамеренный умысел", например заказ помощника главы администрации президента России, черкеса по национальности, Назира Хапсирокова с целью руками Москвы решить этноэкономические проблемы черкесов в ущерб карачаевцам. На деле за минувшие два года власти усугубили межнациональные проблемы. Государственные СМИ включились в борьбу с оппозицией, представленной сегодня черкесами, русскими, абазинами и частью карачаевцев. Последние недовольны кадровой и экономической политикой Семенова.

Особенно сильное давление наблюдалось после направления Путину письма о криминальной ситуации в республике, подписанного нацорганизациями черкесов ("Адыге-Хасэ"), абазин ("Абаза"), русских ("Руссо") и интернациональным "Возрождением". За время правления Семенова в республике совершено два десятка покушений на жизнь представителей власти, в том числе на Батчаева, председателя парламента Суюнчева, депутатов Мельникова, Титоренко, дважды - на судью Верховного совета республики Ислама Бурлакова. Покушавшиеся на него Руслан Мидов и Араби Пшмахов вновь на скамье подсудимых в Ставропольском краевом суде. Первый раз, как утверждает Бурлаков, они были оправданы после вмешательства заинтересованных лиц. Бурлаков сегодня конфликтует, как он сам заявляет, с президентом Семеновым. К тому же, убежден он, президент стремится устранить строптивого председателя Верховного суда.

"В помощниках у президента числятся и делают погоду криминальные авторитеты, клички которых на устах общественности, - говорит председатель "Адыге-Хасэ" Борис Акбашев. - Если такие люди вхожи в Белый дом, то можно себе представить, сколько криминальных авторитетов меньших размеров, но большей численности разъезжают по нашим дорогам и готовы убить каждого, кто говорит что-то против семеновской власти. Ни глава МВД Папура, ни прокурор Ганночка, ни кто другой на их месте не остановят вал преступности, если вокруг Белого дома будет сохраняться подобная ситуация".

Судье Бурлакову в некотором смысле повезло. Он был только ранен и после лечения продолжил работу, невзирая на недовольство Семенова принимаемыми им решениями, например об отмене незаконного указа президента о запрещении жителям республики проводить собрания. Волна заказных убийств унесла из жизни в феврале этого года двух журналистов. В сентябре был убит депутат Народного собрания КЧР Азнавур Суюнов, которого называли "имамом карачаевской молодежи". Самым громким оказался расстрел средь бела дня председателя оппозиционного "Возрождения" Керама Семенова. "Это, без сомнения, было политическое убийство, - говорит председатель исполкома движения "Возрождение" и близкий друг погибшего Мурат Каракетов. - Керама убили 17 сентября, в тот день, когда он публично заявил о своем намерении баллотироваться на пост главы администрации Карачаевска. Двое неизвестных в масках расстреляли его на моих глазах из пистолетов с глушителями и скрылись. До этого в помещении нашей организации был учинен погром. Если бы не желание родственников Керама не превращать похороны в политическую акцию, то тело покойного возмущенные горожане внесли бы в Дом правительства. И неизвестно, чем бы все это могло закончиться для команды Семенова и для стабильности республики".

Иную версию убийства предложили власти. Борис Батчаев обвинил своих оппонентов - "Возрождение" - в заинтересованности в убийстве своего руководителя, дабы обвинить затем президентскую команду в расправе над инакомыслием. "Я и сам считаю, что убийство Семенова - заказное и политическое, - заявил он в интервью местной прессе. - Но за ним стоит не власть, а другая сила". Секретарь Совбеза таким образом признался в отсутствии контроля над ситуацией в республике и бессилии правоохранительных органов.

"Другая сила"

Оппозиция в КЧР - это нацорганизации. В течение последнего года идет неформальное объединение черкесов, абазин и русских в единый союз. Черкесов не без оснований обвиняют в стремлении создать Великую Черкесию на основе объединения адыгских народов - адыгейцев, шапсугов, черкесов и кабардинцев, в состав которой могли бы войти и близкие абхазы и абазины. Они возмущены созданной в недрах правительства Черномырдина "Программой возрождения" тюркских народов, которая, по их мнению, финансируется Турцией. По мнению оппозиции, суть этих мероприятий - объединение тюрков и создание тюркоязычного государства. Они возмущены также целенаправленной политикой "окарачаивания" республики, когда, по данным оппозиции, около 30 русских станиц стали наполовину карачаевскими. Так, в бывшей казачьей станице, ныне городе Усть-Джегута, на прошедших недавно выборах в горсовет не избран ни один русский, а прошли только карачаевцы.

Самый больной вопрос - кадровый. "Где это видано, чтобы вице-премьером в нарушение положения о госслужбе была бы назначена медсестра, не имеющая ни специальных знаний, ни опыта работы, - недоумевает председатель "Абаза" Магомет Кишмахов. - Министром становится водитель, главой минсельхоза - строитель, его заместителем - учитель истории. Последний сейчас исполняет функции и.о. вице-премьера, после того как в ноябре без объяснения причин по собственному желанию подали в отставку сразу два вице-премьера - Анатолий Тлябишев и Осман Баташев, которые имели и специальную подготовку, и опыт работы. При этом все главы местных самоуправлений, кроме глав муниципалитетов, опять же в нарушение закона, назначаются президентом".

В республике за два года три раза менялось правительство, в районах по нескольку раз менялось руководство. Неудивительно, что такая политика привела к ухудшению экономики, в то время как даже в признанных депрессивными республиках наметилось оздоровление. КЧР теперь дотируется из федерального Центра на 92%, а в самой республике успешно функционируют только частные предприятия, среди которых выделяется "Меркурий" Станислава Дерева, составляющий треть бюджета республики. Результаты двухлетней приватизации привели к тому, что в многонациональной республике осталось всего 4% госсобственности. Главное богатство республики - ценный лес - хищнически вырубается и вывозится в Турцию. По утверждению Мурата Каракетова, только в 1999 г. леса было вырублено почти на 4 млн. долл. Дерево даже не переработано, а просто вывезено.

Коррупция охватила всю республику, распространившись даже на школьное образование. Министр образования РФ Филиппов даже обратил внимание на то, что "слишком много школьников из Карачаево-Черкесии стали получать золотые и серебряные медали". Когда провели так называемый контрольный срез среди претендентов на "золото", то 51% учащихся не подтвердили своих знаний. Многие просто сдали экзамены на "двойки". Что самое удивительное, часть "двоечников" все равно получили золотые медали. Так, в Карачаевске на медаль претендовали 46 выпускников, "двоечниками" по срезам стали 36, но медали тем не менее получили 40!

В Ставропольский край, как в рай

Оппозиция ратует за введение в Конституцию республики положения о паритетном представительстве народов в органах власти или, что было бы желательным, возвращении КЧР в состав Ставропольского края либо разделении КЧР на Карачаевскую и Черкесскую республики. Такое требование продиктовано невозможностью черкесов и абазин, которые в совокупности составляют около 15% численности населения, избрать президентом представителя своего народа и влиять на принятие политических решений.

Во властных структурах черкесы не имеют какой-либо поддержки со стороны черкесской политической элиты. Как отмечают источники, все черкесы, расставленные на различных должностях в правительстве, включая премьера, обязаны своими должностями помощнику главы администрации президента РФ Назиру Хапсирокову, а также главе "Ставропольмежрегионгаза" Раулю Арашукову и не заняты решением национальных проблем своего народа.

Как отмечает заведующая кафедрой социологии Института гуманитарных исследований КЧР Алла Ерижева, причина этноконфессионального конфликта в республике заложена в Конституции КЧР, которая, отдав приоритет защите прав личности, не регламентирует этнические права малочисленных народов. С этим и связаны все конфликты последнего десятилетия в КЧР, которую многие наблюдатели называют сегодня "самым экстремистским субъектом после Чечни". Отсюда и вытекают распространение идей исламского фундаментализма, терроризм и заказные убийства.

В возвращении КЧР в состав Ставропольского края особенно заинтересованы русские и казаки. Учитывая, что изменение Основного закона так, как это предлагает оппозиция, противоречит положениям федерального законодательства, а также принимая во внимание нежелание карачаевской политической элиты идти на уступки оппозиции, все участники конфликта предсказывают неизбежную эскалацию напряженности уже через год - за два года до выборов президента КЧР.

Хотя главный политический противник Семенова Станислав Дерев сегодня представляет исполнительную власть республики в Совете Федерации, он все еще остается лицом оппозиции и, видимо, заявит о своих претензиях. Кроме него основными политическими фигурантами могут стать столичный мэр, коммунист Михаил Якуш, Ислам Бурлаков и Мурат Каракетов. Последний является перспективным кандидатом еще и потому, что он карачаевец (карачаевцы составляют 40% населения КЧР), находящийся в жесткой оппозиции нынешней карачаевской элите. Уже в ближайшие месяцы они могут поставить вопрос о внеочередных выборах президента республики. Если, конечно, не будут реализованы требования о разделе КЧР на две республики.

Черкесск


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
566
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1139

Другие новости