Вопрос вступления России во Всемирную торговую организацию уже успел, похоже, всем набить оскомину. Казалось бы, все уже выяснили - сторонники и противники открыто высказали друг другу свои позиции, промышленники и производители из РСПП обсудили эту тему с Владимиром Путиным, а Светлана Сорокина провела бурную дискуссию с общественностью в программе "Глас народа". И все же создается такое ощущение, что оппоненты друг друга не слышат и не собираются слушать, так как курс на форсированное присоединение остался неизменным.
Процесс вступления идет полным ходом. Ведущие игроки Евросоюза - Великобритания, Италия и Германия - обратились к России с официальным предложением помощи, которое озвучил министр иностранных дел Италии Ренато Руджеро. Эти страны собираются обратиться в Еврокомиссию с просьбой ускорить процесс присоединения России к ВТО и в срочном порядке разрешить все оставшиеся разногласия. В результате мы получили "официальное благословение" от США и от Европы, а они соответственно ждут не дождутся, когда Россия станет равноправным участником международной торговли. Хотя любой здравомыслящий человек понимает, что движет ими вовсе не сердобольное стремление помочь нашей отстающей стране, а какие-то свои национальные интересы.
Но бог с ними, с иностранцами. Российская делегация, хотя и утверждает, что совсем не торопится с присоединением к ВТО, на самом деле не дремлет. "Московские новости", например, написали о том, что до официального вступления России в ВТО остался ровно месяц. По словам Андрея Кушниренко, главы департамента тарифной политики и мер защиты внутреннего рынка Минэкономразвития, чиновники уже через месяц приступят к подготовке итогового доклада, в котором будут указаны окончательные условия вступления. Хотя в этом же интервью Кушниренко сознается, что рабочей группе до сих пор не удалось договориться по самым проблемным отраслям - гражданской авиации, автопрому и сельскому хозяйству.
Однако и несогласные с курсом на ускоренное присоединение России к ВТО не собираются сдавать позиции. Например, на днях Российский союз товаропроизводителей (РСТ) предложил создать социально-экономический совет при президенте, который бы совместно с Советом Федерации, Советом безопасности и Госдумой разработал государственную программу участия России в ВТО. А уже существующий Общественный совет по вопросам присоединения России к ВТО во главе с депутатом Константином Ремчуковым на своем последнем заседании предложил провести в феврале будущего года всероссийскую конференцию на тему "Регионы России и ВТО". Этой конференции будут предшествовать запланированные на 24 декабря парламентские слушания на всеобъемлющую тему "ВТО как "общий рынок" товаров, услуг, интеллектуальной собственности. Что получит Россия?", а также круглый стол на тему "Проблемы высокотехнологического комплекса России в рамках ее присоединения к ВТО".
Сторонники взвешенного подхода во главе с Ремчуковым продолжают уповать на то, что Россия в силу своей неконкурентоспособности не может сейчас безболезненно для своей экономики вступить в ВТО. Более того, по их утверждению, около 80% российских бизнесменов до сих пор не знают проблематики работы в ВТО. Риски для экономики страны представляются членам совета настолько реальными, что входящий в его состав вице-президент Союза производителей Александр Уваров заявил о готовящемся в РСТ обращении в суд на правительство, которое "нацеливает страну на ускоренное вступление в ВТО". По мнению Уварова, когда в 2002 или 2003 годах мы войдем в состав ВТО, "огромное число отечественных товаропроизводителей будет поставлено в крайне тяжелые условия", после чего "40 тысяч предприятий будут закрыты, а миллионы людей окажутся без работы".
Аргументов, говорящих против скорейшего вступления России в ВТО, Общественный совет накопил великое множество, но в числе главных Константин Ремчуков называет то, что в ведущихся переговорах "доминирует политическая, а не экономическая составляющая". Очевидно, опровергнуть это заявление переговорщики МЭРТ в лице Максима Медведкова и Андрея Кушниренко вряд ли осмелятся: в последнее время вопрос включения России в состав ВТО стал главным козырем в международных делах начиная со злополучного дня 11 сентября. Первый реверанс в сторону России тогда сделали США, теперь карт-бланш получен от стран ЕС, и Алексей Кудрин, похоже, задумался над предложением Ренато Руджеро о приближении сроков вступления. Напомним, что до этого Кудрин называл в качестве возможной даты 2004 год.
Главное, чтобы за этой увлекательной политической игрой правительство не забыло окончательно об экономической стороне переговоров. Тем более что нерешенных вопросов накопилось предостаточно, а МЭРТ до сих пор так и не предоставило результатов независимых исследований о негативных последствиях форсированного вступления. С таким подходом прогнозы несогласных со вступлением "а-ля галопом по Европам" РСТ и Общественного совета могут действительно сбыться. Что же до общественности, то ей, как говорится в одной хорошей пословице, важнее качество, а не количество. А в данном случае - условия вступления, а не сроки.