В 2001 году правительство Российской Федерации снизило налог на прибыль до 25%, но при этом были отменены дополнительные льготы, которые получали предприятия в случае инвестиций в собственное производство.
Несколько лет до этого налог составлял целых 35%, но именно за счет всевозможных скидок фирмы получали дополнительную прибыль, оформляя свои доходы как инвестиции. Правда, потом порой выяснялось, что никаких реальных денег предприятия так и не получали, а немалые средства оседали на каких-то неведомых счетах.
Здесь весьма характерен пример Котласского целлюлозно-бумажного комбината, что в Архангельской области. На первый взгляд здесь происходит что-то невероятное: производство и продажи растут, а прибыль комбината в первом полугодии официально сократилась на 63%. Не исключено, что владелец ЦБК компания "Ilim Pulp Enterprise" пытается "спрятать" от налогов свои реальные доходы.
В 2001 году мировой рынок целлюлозы и древесины демонстрирует стабильный рост. В России, по данным Госкомстата, производство картона выросло на 12,6%, фанеры - 6,5%, целлюлозы на 5,8%. Среди лидеров отрасли - предприятия Северо-Западного региона, такие как Архангельский ЦБК, Соломбальский ЛДК и крупнейший в России Котласский целлюлозно-бумажный комбинат (КЦБК). В прошлом году КЦБК произвел больше всех в России товарной целлюлозно-бумажной продукции - 543,45 тыс. тонн, в 2001 году объем производства составил 102% от показателей 2000 года. Казалось бы, и прибыль должна вырасти пропорционально. И налогов предприятие должно заплатить больше. Но вот беда, по оценкам экспертного агентства АК&М, официально чистая прибыль КЦБК в первом полугодии 2001 г. уменьшилась на 63%, а балансовая стоимость на 48%. При этом хозяева Котласского ЦБК - лесопромышленная группа "Ilim Pulp Enterprise" (Санкт-Петербург) - неоднократно заявляли о росте производства.
Цены на мировых рынках целлюлозы продолжают оставаться достаточно стабильными. Судя по отчетам, себестоимость продукции на КЦБК тоже не увеличилась, так куда же деваются очень немалые деньги? Сокращение прибыли в 15% на любом западном предприятии инвесторы воспринимают как предвестие катастрофы. Русский парадокс: 63-процентное сокращение прибыли Котласского ЦБК не вызывает никаких публичных эмоций у инвесторов предприятия "Ilim Pulp Enterprise". А если взглянуть на анализы первого квартала 2001 года, то прибыль того периода была снижена и вовсе в 2,3 раза.
Надо заметить, что начиная с 2000 года IPE сама себя объявила первым среди предприятий целлюлозно-бумажной промышленности с прозрачным бизнесом, так называемой public company. И вот на ключевом предприятии этой пресловутой "паблик компани" предынфарктная ситуация, а на рынке - тишь и благодать. То ли нервы у них крепкие, то ли мы скоро станем свидетелями некой грандиозной каверзы.
В исполнении "Ilim Pulp Enterprise" таковых уже было немало. Именно акционеры IPE из года в год решали "направлять получаемые средства на инвестиции". Именно IPE "прославилась" своими "виртуальными" проектами, когда полученные и оформленные как "инвестиции" деньги в тот же день возвращались своему владельцу в Санкт-Петербург. А реальные деньги удивительным образом нередко растворялись за рубежом. Согласно итогам проверки Счетной палаты, проведенной в 2000 году, до сих пор неясна судьба большей части средств, потраченных на закупку оборудования для Котласского ЦБК. В 1995 году "Ilim Pulp Enterprise" заключила со швейцарской фирмой "Интерцез С.А." контракт на сумму 27 млн. долл. США. По этому же контракту IPE перевела за рубеж $54 113 575. До сих пор оборудования на ЦБК поступило лишь на сумму 13,5 млн. долл. Таким образом, около 40 млн. долларов инвестиций поступило на развитие швейцарского банковского дела. Заметим, что компания "Интерцез С.А." является держателем значительного пакета акций своего партнера "Ilim Pulp Enterprise".
Не наше дело советовать государственным органам, что и когда им делать. Однако Котласский ЦБК - основное предприятие северного города Коряжмы, с предприятием связаны судьбы подавляющего большинства горожан, и им-то вовсе не безразлично, где растворяются заработанные ими деньги. Что же до государства, то несложно подсчитать, насколько будет "обеднен" бюджет при таких занижениях прибыли нашими бизнесменами. Ведь налоги платить придется уже с гораздо более скромных сумм.