- Владимир Викторович, а так ли уж необходимо органам местного самоуправления право участвовать в законодательном процессе на федеральном уровне?
- Понимаете, в демократической стране местное самоуправление является основой государственного устройства. Практически все сферы жизни человека зависят от того, насколько эффективно работает мэрия со своими службами. Зарубежными экспертами подсчитано, что более 70% функций, касающихся жизнедеятельности любого российского гражданина, выполняет местное самоуправление. Мы отвечаем и за роддома, школы, поликлиники, тепло в квартирах, транспорт. Хлопот, как говорится, полон рот, а вот полномочий и прав маловато. У нас масса законов, которые так или иначе касаются местного самоуправления, а вот финансово не подкреплены. В законе о местном самоуправлении, например, сказано, что оно отвечает за охрану общественного порядка. Но как отвечать, если структура, которая занимается этой охраной, является федеральной? Да, мы не платим милиционерам зарплату, но служебные помещения, квартиры, коммунальные услуги должны предоставлять. Денег же на все это в местных бюджетах не заложено. Таких нестыковок в федеральных законах немало, и сегодня настало время их устранить.
- Насколько успешно развивается этот процесс, есть ли шансы, что вас услышат?..
- Кое-какие шаги уже сделаны. В целях наиболее полного учета интересов и мнений руководителей городов Сибири и Дальнего Востока исполнительная дирекция нашей ассоциации провела сбор предложений. В мае создана специальная комиссия при полномочном представителе президента РФ в Дальневосточном федеральном округе, а в июне состоялось ее первое заседание. Аналогичная комиссия образована и в Сибирском федеральном округе. В июне АСДГ выступила с инициативой создания рабочих групп в органах местного самоуправления, которые бы готовили свои предложения. В сентябре на заседании окружной комиссии при полпреде президента в Сибирском федеральном округе прошло обсуждение предложений. Еще раз эти вопросы поднимались недавно в Иркутске на первом заседании совета Ассоциации сибирских и дальневосточных городов.
- Владимир Викторович, но где гарантия, что плоды коллективного разума будут востребованы федеральным Центром?
- Все наши предложения приняты и получили хорошую оценку. Что будет дальше, трудно сказать, но муниципалитеты, отвечая практически за все, должны иметь право голоса при разработке федеральных законов.
- Сейчас много говорят о реформе жилищно-коммунального хозяйства. Насколько известно, АСДГ совместно с комитетом по вопросам местного самоуправления Госдумы также занималась сбором предложений с мест к Программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ. Предполагаю, что у сибирских и дальневосточных мэров свой взгляд на эту проблему и задачу┘
- Безусловно. На Дальнем Востоке и в Сибири должны быть свои особенности и специфика реформирования ЖКХ. В наших городах огромный изношенный жилищный фонд, ветхие инженерные коммуникации, долгая зима. Плановый ремонт давно уже вытеснили аварийно-восстановительные работы. Иными словами, одинаковый подход к реформированию жилищно-коммунального комплекса здесь вряд ли оправдан. Поддерживая в целом реформу, руководители муниципалитетов предложили новые подходы при ее проведении. В частности, главы городов считают необходимым и возможным введение обязательного государственного регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, системы адресной социальной помощи. Для практиков совершенно очевидно, что в ближайшее время перейти на 100-процентную оплату жилья вряд ли удастся. Горожане просто не готовы к таким затратам - получают мало.
- Отличается ли чем-либо в этом плане Иркутск?
- По набору проблем - никаких отличий. За последние три года городу пришлось принять от ведомств со всеми коммуникациями около 2 миллионов квадратных метров жилья в таком состоянии, что и вспоминать не хочется. Не принять не могли - там живут наши люди. По расчетам специалистов, недоремонт ЖКХ Иркутска составляет 22 года. Но ведь всему есть предел. Совершенно очевидно: реформа нужна, но в каждом регионе ее нужно проводить, учитывая специфику территории. Мы, например, в Иркутске применяем дифференцированный подход в оплате жилья в зависимости от достатка. Считаем, что в городе пора создавать обменный фонд жилья для тех людей, которые в силу отдельных причин уже не могут позволить себе содержать большие квартиры. Есть свои находки и в других городах. Вот почему мы хотим быть услышанными на самом верху - программу-то претворять в жизнь нам.
Иркутск