Российское чиновничество далеко не "двигатель прогресса", но и сама система власти в стране (как в Центре, так и в регионах) отнюдь не способствует процветанию державы. Об этом с полным знанием дела говорили специалисты на научной конференции "Административное право - укрепление государства и динамика социально-экономического развития". Ее совместно организовали и провели в Москве Институт законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, а также факультет права госуниверситета - Высшей школы экономики.
Участники конференции отметили, что сегодня в России функции госорганов на всех уровнях определены весьма неточно. Отсюда - "выполнение ими подчас не самых животрепещущих дел".
Вследствие сложившейся ситуации, по мнению специалистов, система госуправления находится на грани "паралича". Стране срочно нужны новые законы и положения о статусе властных структур, где тем временем все чаще наблюдается проявление бюрократии, происходит дублирование деятельности, увеличивается аппарат и ширится коррупция.
Характерно, что в оценках нынешнего состояния российской власти совпали мнения ученых, представляющих разные области науки. Это, в частности, выявилось при сопоставлении двух ключевых докладов конференции - "Актуальные проблемы административного права" правоведа Юрия Тихомирова и "Механизмы коррупции и пути реформы госслужбы" экономиста Ярослава Кузьминова.
По мнению обоих докладчиков, примитивный, а то и просто неверный подход к организации исполнительной власти привел к тому, что на нее сегодня возложен непомерный объем деятельности. В результате ее органы на федеральном и региональном уровнях оказались не в состоянии ни эффективно управлять государственными делами, ни тем более предотвращать в стране разного рода кризисы. Ведь, как отметил Ярослав Кузьминов, ни одно должностное лицо не сможет ответить, в чем именно состоит общественный интерес применительно к его сфере компетенции. В своей деятельности чиновникам руководствоваться нечем: законодательно регламент у нашей бюрократии по-прежнему не развит, а это затрудняет внешний контроль над ней.
Отсюда - раздолье для коррупции, которую Ярослав Кузьминов остроумно определил как "получение доходов рентного характера от использования рабочего места". Ее разновидности, согласно исследованиям Высшей школы экономики, в России успешно модернизируются. Например, прямая взятка, как наиболее рискованный вид коррупции, нынче не слишком популярна (особенно в высших эшелонах чиновничества). Государственные мужи сегодня предпочитают жить на содержании у частных структур, чьи интересы они за это лоббируют, да организовывать "дружеские сети услуг", куда волей-неволей оказываются вовлечены даже самые честные коллеги.
А в ходе итоговой дискуссии все участники конференции сошлись, в частности, на том, что России пора на законодательном уровне определить систему и статус государственной службы, а также тщательно разграничить полномочия по ее организации между Центром и регионами. Особого внимания при этом, считают ученые, заслуживает изучение деятельности госорганов федеральных округов страны.
Москва