За три прошедших года в Новосибирске не осталось практически ни одной убыточной аптеки. Чтобы не потерять муниципальную аптечную сеть, комитет по лекарственному обеспечению мэрии применял различные методы. Некоторые аптеки подвергли процедуре банкротства, другие присоединили к процветающим предприятиям, бывало, что поднять аптеку помогала простая смена руководства. Вся эта работа проходила в условиях жесточайшей конкуренции со стороны частных аптек.
Нынешнее состояние муниципальных аптек председатель комитета по лекарственному обеспечению мэрии Новосибирска Валентина Лукьянова характеризует как стабильную. Удалось наладить четкую работу с поставщиками, были сняты практически все проблемы по льготным рецептам. В первой половине нынешнего года по сравнению с прошлым товарооборот муниципальных аптек вырос на 20%. Однако нельзя сказать, что городским властям удалось уйти от проблем в работе муниципальной аптечной сети. Основная из них - нехватка дотаций, в первую очередь на льготное лекарственное обеспечение новосибирцев.
Более того, в сентябре муниципальные аптеки получили уведомления, что с 1 октября плата за аренду будет увеличена в два раза. Вслед за этим в аптеки от ЖКХ мэрии стали поступать другие уведомления, по которым арендная плата увеличивалась в 8-10 раз. Любопытно, что представители ЖКХ ссылались на то же самое постановление горсовета. Кстати, в комитете по лекарственному обеспечению мэрии Новосибирска о таком прочтении постановления специалистами ЖКХ ничего не знали. Как удалось выяснить автору этих строк, речь идет о разной интерпретации одного и того же постановления горсовета. Фармацевты, в том числе специалисты из комитета по лекарственному обеспечению мэрии, отнесли аптеки к структурам здравоохранения, а жилищники - к предприятиям торговли. У здравоохранения арендные платежи гораздо ниже, чем у магазинов, ресторанов и казино.
По утверждению фармацевтов мэрии Новосибирска, "интерпретация" ЖКХ может поставить на грань краха сразу десятки муниципальных аптек. Причем в первую очередь пострадают те муниципальные аптеки, которые расположены в отдаленных районах. По мнению Валентины Лукьяновой, проблема упирается в то, что по Классификатору отраслей народного хозяйства аптеки относятся к учреждениям торговли. С другой стороны, их нельзя рассматривать вне систем здравоохранения и социальной защиты населения. Из 58 муниципальных аптек 35 работают по программам льготного рецепта. Тем более что расчет по ним мэрия ведет из рук вон плохо. А ведь еще необходимо постоянное финансирование ряда программ, связанных с вакцинацией населения. Как считают в комитете по лекарственному обеспечению мэрии Новосибирска, если бы депутаты были осведомлены об этих трудностях или хотя бы их пригласили на предварительное обсуждение, проблемы бы не возникло.
Новосибирск