За последнее время в Туле совершено несколько громких убийств. В январе этого года из пистолета с глушителем был убит один из руководителей крупного металлургического предприятия "Тулачермет" Марк Цейтлин. После смены собственника на заводе он возглавил только что созданное муниципальное предприятие, которое должно было заниматься закупками товаров для городских нужд. Версия о том, что его убийство каким-то образом связано с деятельностью этой фирмы, маловероятна, потому что к тому времени она еще не развернула своей деятельности. Кстати, убит Марк Цейтлин был из пистолета редкой модели, только недавно поступившей на вооружение в ФСБ.
Большой общественный резонанс имело в Туле и убийство депутата городской Думы, предпринимателя Олега Молотова.
Недавно на одной из улиц областного центра был расстрелян лидер известной тульской криминальной группировки Андрей Лешков, известный под кличкой Леший. Эта группировка базировалась на территории Пролетарского района. Леший был преемником известного криминального авторитета Кабана и занимал высокую ступень в тульской преступной иерархии.
Водитель машины, в которой убили Лешего, выжил. От него удалось узнать, что убийцами были двое мужчин, похожих на кавказцев, находившихся в это время в машине с Лешим. К сожалению, никаких подробностей о том, в каких отношениях находился Андрей Лешков со своими убийцами, пока неизвестно.
Для работников тульских правоохранительных органов убийство Лешего не было неожиданностью. За месяц до этого была обстреляна машина одного из его партнеров по легальному бизнесу, занимавшегося скупкой акций "Тулачермета". Незадолго до убийства Андрея Лешкова в казино "Карусель", находившемся под его опекой, был найден муляж взрывного устройства.
Некоторые аналитики считают, что последние громкие убийства в Туле связаны между собой и имеют отношение к крупному металлургическому предприятию АО "Тулачермет". Не исключено, что нити этих преступлений ведут в Москву, где находится заказчик. Подобную версию отрицают в областной прокуратуре. Начальник отдела по расследованию особо важных дел Валерий Игнашин заявил: "Никаких оперативных данных, подтверждающих связь между убийством Лешего и Цейтлина, не существует. Леший - мелкий бандит. Скорее всего здесь речь идет о мелкой разборке. Леший кому-то не доплатил, с кем-то не рассчитался".
Хотелось бы верить, однако масса фактов и деталей не дают отнести упомянутые убийства к разряду случайных. По мнению многих специалистов, в Туле начался второй этап войны криминальных группировок за передел сфер влияния. В областной прокуратуре не исключают, что криминальная ситуация в городе оружейников в ближайшее время еще более осложнится. Показательно, что нынешние заказные убийства и перестрелки в Туле совпали с очередной реорганизацией в МВО. Нынешней глава МВО Борис Грызлов подписал приказ о возвращении УБОПов в систему криминальной милиции региональных УВД. Многие аналитики считают, что подобная перестройка ровным счетом ничего не изменит. Вряд ли положительно скажутся на результатах борьбы с преступностью и кадровые перетряски, недавно начавшиеся в руководстве Тульского УВД. Недавно ушел со своего поста начальник областного уголовного розыска Виктор Прокофьев, который не нашел общего языка с нынешнем начальником Тульского УВД Виктором Рожковым. Ощутимо влияет на качество работы тульских правоохранительных органов и высокая текучесть кадров, постоянная нехватка оперативников и следователей. Впрочем, если последним и удается собрать необходимые доказательства и направить дела в областной суд, там их благополучно разваливают. Неудивительно, что ни одно из громких преступлений, совершенных в этом году тульскими преступными группировками, так и не было раскрыто.
Буквально на днях на улицах Тулы снова прозвучали выстрелы. На этот раз жертвами киллера стали криминальный авторитет Евгений Глебов и сын начальника Управления исполнения наказаний Минюста по Тульской области Владимир Полбенников. Убийство произошло возле дома Глебова. Убийца разрядил обойму из ПМ в машину, где находились в это время Глебов и Полбенников. Евгений Глебов числился охранником на Центральном рынке Тулы, однако его больше знали как одного из руководителей группировки, "крышующей" торговцев. .
Что касается второй жертвы, то сын начальника Тульского УИНа, по оперативным данным, был правой рукой Глебова. В 1999 г. он совершил убийство из хулиганских побуждений и находился под следствием. Рассмотрение его дела затягивалось, поскольку во время предварительного следствия врачи областной психиатрической больницы признали Владимира невменяемым. Повторная экспертиза в Москве опровергла результат, и следствие возобновилось.
Есть ли связь между убийствами Лешкова и Глебова с Полбенниковым? Известно, что Лешков также имел интересы на Центральном рынке, однако сотрудники правоохранительных органов не спешат связывать эти два убийства. Прокурор Тулы Владимир Стоян предположил, что основной жертвой мог быть и Полбенников и мотивом преступления была обычная месть за убийство, совершенное им в 1999 г.
Другой работник тульской прокуратуры, пожелавший остаться неназванным, так прокомментировал последнее заказное преступление: "Это убийство не первое. Идет целенаправленный отстрел тульских криминальных авторитетов. Кто стоит за всем этим, мы пока не знаем".
Таким образом, шансы на раскрытие последних заказных убийств в Туле невелики. Каких-либо серьезных доказательств, которые пролили бы свет на эти громкие преступления, тульскими сыщиками не найдено.
Разумеется, участившаяся стрельба на улицах города оружейников только прибавила головной боли тульскому губернатору Василию Стародубцеву. Не лучшим образом повлияет новый виток криминальной войны и на репутацию нынешнего градоначальника Тулы Сергея Казакова. Его соперники на грядущих мэрских выборах непременно воспользуются этой ситуацией, чтобы обвинить главу городской администрации в бездеятельности и создании условий для разгула преступности в городе оружейников.
Тула