На Серафимовское мемориальное кладбище, что в Приморском районе Петербурга, несмотря на промозглую ноябрьскую погоду, когда дождь со снегом и ветром, со всего города тянутся люди.
В ближайшие дни здесь будут отданы последние почести морякам-петербуржцам - членам экипажа атомной подводной лодки "Курск". Судя по количеству вырытых могил, их будет тридцать. Тела еще двух офицеров-подводников - Дмитрия Колесникова и Владимира Бражкина - упокоились здесь год назад в результате первой подводной операции по извлечению погибших моряков из последнего отсека.
Среди людей постоянно заходил разговор о месте захоронения героев-подводников. Как ни прискорбно, но им стала┘ лужайка, в центре которой стояла скромная стела, свидетельствовавшая о том, что это место является братской могилой для тысяч ленинградцев, погибших в годы блокады. Вышедший в отставку прокурор Приморского района Зариф Байкеев, который помнит это кладбище еще с военных пор, нисколько не сомневается в том, что героям "Курска" уготовано старое захоронение. Кладбищенские работники, конечно же, попытались сделать акт святотатства незамеченным. Рабочие-землекопы, с кем мы пытались поговорить, отвечали, что могилы рыли не они, а военные, при этом один из них дал понять, что он все-таки видел в грунте черепа.
Несколько поодаль от "митингующих" стоял офицер в чине капитана второго ранга Николай Николаевич Панферов, подводник-отставник. В свое время служил на подлодке К-69 командиром группы дистанционного управления. Ему не понаслышке известно то, что пережили моряки "Курска" в свои последние часы, поскольку К-69 - это та самая субмарина, которая потерпела крушение в марте 70-го года в результате столкновения с неизвестной подлодкой. Николай Николаевич тоже был до глубины души возмущен тем, что героев-подводников хоронят на чужих костях.
На схеме Серафимовского кладбища, которую администрация просто не догадалась снять во избежание лишних вопросов, под # 15 действительно значится мемориальное захоронение времен 1941-1943 годов. На ближайшей от захоронения подводников стеле есть надпись: "Память о воинах-героях, защищавших Ленинград, отдавших свою жизнь за честь, свободу и независимость нашей Родины, будет жить вечно. 1941-1943 годы". Выходит, чиновничья память исчерпала свой лимит, коль скоро пошли на такой шаг.
Нетрудно догадаться, почему именно это место выбрано для погребения героев-подводников. Это центральная и наиболее ухоженная часть кладбища, само место находится всего в 100 м от церкви преподобного Серафима Саровского. От центральной аллеи его отделает лужайка шириной метров в 30 - тоже блокадное захоронение. До недавних пор она была обсажена по периметру липами. Мы прошли вдоль пеньков, оставшихся от совершенно здоровых и взрослых деревьев, которых было 27. Очевидно, липки загораживали будущее монументальное сооружение, венцом которого станет немалых размеров памятник, о чем свидетельствует отведенная под него площадь. Осталось непонятным, почему промолчали настоятель Серафимовской церкви, родственники погибших.
Чиновники же стоят на своем: на месте старых захоронений, согласно внутренним правилам погребального дела, уже через 20 лет можно создавать новые захоронения либо использовать эти площади в других целях. И что им за дело до вечной и святой памяти города, пережившего блокаду, до общечеловеческой морали, когда под руками есть такие удобные инструкции.
Санкт-Петербург