В конце октября губернатор Красноярского края Александр Лебедь подписал постановление "О чрезвычайной ситуации по поставке угля в города и районы края". Тем самым власть признала серьезность положения, сложившегося в топливно-энергетическом комплексе региона. Обстановка тем более тревожна, что у жителей края еще свежи воспоминания о мытарствах прошлой зимы, когда из-за длительных холодов (морозы стояли под 50 градусов и сильнее) выходили из строя теплотрассы и котельные и размораживались дома.
И вот на пороге новая зима. Первыми тревогу забили угольщики. Шахтеры крупнейшей в стране Красноярской угольной компании направили открытые письма в правительство России, Министерство путей сообщения и прочие причастные к сложившейся ситуации властные инстанции. Угольщики подчеркивают, что готовы объявить предзабастовочное состояние в связи с тем, что МПС систематически срывает поставку им вагонов для отгрузки топлива. Только в октябре из 4 миллионов тонн угля, предназначенного к отправке более чем в 30 регионов страны, красноярские шахтеры не смогли отгрузить и половины. Ежесуточно разрезам Красноярской угольной компании требуется более 1200 вагонов. Поставляет же им МПС меньше тысячи.
Только разрез "Бородинский", самое крупное в России угледобывающее предприятие, в октябре по линии МПС не получил почти 10 тыс. вагонов. Еще 867 вагонов задолжала Красноярская ГРЭС-2. В результате октябрьский план отгрузки был недовыполнен на 286 тыс. тонн угля. Причем снижение объемов отгрузки топлива ограничивает и темпы его добычи. Дошло уже до того, что горняки грозятся вообще прекратить отгрузку.
Сейчас в крае создан оперативный штаб, который будет жестко контролировать поставку топлива для нужд бюджетной сферы и населения региона.
Удастся ли ценой этих чрезвычайных усилий предотвратить разрастание топливно-энергетического кризиса, пока неясно. А тем временем железнодорожники "переводят стрелки", обвиняя во всех бедах самих угольщиков. Они утверждают, что корень зла - неравномерная отгрузка топлива в течение года. Однако в любом случае в очередной раз пострадают от этого конфликта ни в чем не повинные люди, а не так называемые естественные монополисты.
Красноярск