Депутаты Саратовской областной Думы установили новые ставки единого налога на вмененный доход для частных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих розничную торговлю через магазины с численностью работающих до 30 человек. Дебаты по поводу увеличения ставки базовой доходности продолжались семь месяцев, не закончились они и сейчас. Губернатор Дмитрий Аяцков под уговорами чиновников неделю думал, не наложить ли на закон вето. Предпосылки к такому шагу, до сих пор в области не практиковавшемуся, были. Во-первых, Дума приняла закон, совсем не похожий на тот, что пришел из правительства. Во-вторых, ст. 3 Налогового кодекса обязывает изменять ставки в соответствии с экономическим обоснованием.
В проекте закона, представленном губернатором в Думу четыре месяца назад, цифры были выверены двумя способами: статистическим (по данным Министерства экономики) и учетным (по материалам проверок налоговых органов). В обеих случаях в результате применения налога из доходов консолидированного бюджета области выпадали 100 млн. руб. Губернатор и правительство закрывали на брешь глаза, ориентируясь на появляющуюся у предпринимателей законную возможность развития бизнеса. Почему в таком случае с заседания областной Думы губернатор Дмитрий Аяцков унес закон, в соответствии с которым из доходной части консолидированного бюджета выпадали не 100, а 236 млн. руб.?
В ноябре 1999 г., чтобы облегчить жизнь налоговым инспекциям и получить в бюджет живые деньги, Саратовская область в числе первых регионов РФ приступила к переходу на единый налог. Были рассчитаны ставки: 54 тыс. руб. в год с кв. м - от лоточников и 5 тыс. руб. - для стационарных торговых площадей частных предпринимателей. Но губернатор тогда попросил депутатов сделать размер базовой доходности таким, о каком просили торговые люди: уменьшить его для лоточников до 15 тыс. руб., а для магазинов - до 1 тыс. руб. с кв. м. Фактическая же цифра по итогам года оказалась даже больше изначально предполагаемой.
Правила, прописанные в новом Налоговом кодексе, резко изменили межбюджетные отношения не в пользу регионов. Федеральная власть лишила на 2002 г. местные власти некоторых источников дохода, одновременно усилив расходное бремя. Понимая, что регионам будет нелегко, федеральные финансисты советовали поторопиться с разработкой областных законов о налоге с продаж. В Саратовской области налог с продаж платили только юридические лица, а таких к осени 2001 г. осталось совсем немного: почти 80% из них предпочли перерегистрироваться в ЧП. Во время работы над бюджетом 2002 г. у минфина регионального правительства оставался один выход: просить областную Думу пересмотреть закон о едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности.
После долгих споров на обсуждение депутатам Думы была вынесена новая цифра базовой доходности - 3,2 тыс. руб. с кв. м. Физические лица будут платить с нового года в два раза больше, юридические - на 10% меньше.
Губернатор Аяцков ждет от предпринимателей понимания: если повышение ставки единого налога не устраивает владельцев магазинов и лоббирующих их интересы депутатов, то придется отказываться от областного закона и жить по общефедеральному. Если закон подписать и опубликовать вовремя, область не досчитается 236 млн. руб., если наложить вето и с конфликтом вернуться к 600 млн. от налога с продаж, обострится социальная ситуация. Губернатор думает.
Несмотря на отдельные протесты и мрачные прогнозы, большинство предпринимателей с новыми цифрами легко согласились.
Саратов