23 июля в Волгореченском рыбхозе под Костромой произошла трагедия - крупные осетры, белуги, бестеры и стерляди погибли из-за высокой температуры в тепловодном канале Костромской ГРЭС ("НГ" писала об этом в # 144 от 8.08.2001). Это было единственное в России маточное стадо осетровых.
Обстоятельствами трагедии тут же занялись Костромская природоохранная прокуратура и специально созданная комиссия. Возбудили уголовное дело. Был установлен ущерб, который понес Волгореческий рыбхоз, - 34 млн. рублей. Теперь, спустя 2,5 месяца, прокуратура сообщила, что закрывает уголовное дело - следователи не нашли ничего, что нанесло бы вред животному миру, так как осетровые находились в искусственных водоемах рыбхоза. Поэтому ущерб был нанесен не природе, а рыбхозу.
Контролирующие организации сделали свои выводы в ходе расследования. Никто не опровергает факта, что рыба погибла от повышения температуры воды до 37╠С. ОАО "Костромаэнерго" сообщило в прокуратуру, что никаких нарушений со стороны ГРЭС допущено не было. Действительно, в день трагедии по команде из РАО "ЕЭС России" станция увеличила нагрузку на одном из блоков, который стал работать почти с максимальной мощностью. По проектной документации температура охлаждающей турбины воды при работе ГРЭС может подниматься на 7-10╠С. В тот день вода в Волге была 25,3╠С, а станция сбрасывала в тепловодный канал отработанную воду 35,2╠С.
По мнению старшего инспектора рыбоохраны Костромской области Эдуарда Кузьмина, ГРЭС не соблюла природоохранное законодательство. Если раньше энергетики предупреждали сотрудников рыбхоза о дополнительной нагрузке на мощности, то в этом случае они этого почему-то не сделали. Рыбоохрана два раза выиграла суды у энергетиков, и они заплатили большие штрафы. Сейчас инспекция хочет взяться за энергетиков серьезно. У станции появится стационарный пост, где будет работать ихтиолог. Его задача - дважды в сутки вести учет убитой рыбы.
Есть претензии у рыбоохраны и к самому Волгореченскому рыбхозу. Бетонные бассейны, где жила рыба, не были оборудованы дождевальными установками и системами принудительной аэрации для повышения содержания кислорода в воде. А в случае повышения температуры воды это могло бы спасти рыбу.
Пока неизвестно, будет ли рыбхоз подавать в суд на энергетиков для возмещения ущерба. Как заявила корреспонденту "НГ" директор Ольга Соловьева, представители Костромской ГРЭС избегают разговоров о трагедии и пока не предлагали компенсировать убытки от гибели уникального маточного стада осетровых России.
Кострома