Коллекция пермской деревянной скульптуры, насчитывающая около четырехсот произведений, является сегодня самым большим собранием деревянной скульптуры на территории нашей страны. Аналогичные коллекции есть также в питерском Русском музее, Архангельске, Моршанске, но все они по количеству экземпляров уступают пермскому. Единичные экспонаты существуют в Третьяковской галерее в Москве, в Саратове.
Директор Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева называет собрание деревянной скульптуры "самой престижной частью галерейной коллекции". За последние годы пермская скульптура дважды экспонировалась в Москве: в Третьяковке (в рамках выставки "Золотая карта России") и в Пушкинском музее. "Пермские боги" (так уважительно называют вырезанные из дерева фигуры) побывали и за пределами нашей страны: на выставках в Париже и в японском городе Осака.
Казалось бы, это уникальное собрание, привлекающее всеобщий интерес, должно приносить немалый доход, способный обеспечить эксплуатацию не только скульптурной коллекции, но и всей Пермской галереи. Однако, по словам Надежды Беляевой, пока не все обстоит так просто.
Главным собирателем скульптуры стал известный пермский краевед Николай Серебренников. Началось все с того, что в 1922 г., работая исполняющим обязанности директора музея в селе Ильинском Пермской губернии, он обнаружил в кладбищенской часовне пять деревянных скульптур. Особенно поразила его воображение фигура Христа с лицом татарина.
Удивляться впоследствии пришлось не раз: подобные скульптуры во множестве встречались на обширной территории Западного Урала. Только с 1923 по 1926 г. Н.Серебренников и А.Сыропятов провели по труднейшим маршрутам шесть экспедиций, в которых обнаружили, а затем собрали в художественном музее около четырехсот деревянных статуй, принесших пермской скульптуре всемирные признание и известность.
В последующие годы пермское собрание скульптур пополнилось еще на одну треть. Та коллекция, которая сегодня принадлежит Пермской государственной художественной галерее, скомплектована сотрудниками галереи за 60 лет.
Большинство вырезанных из дерева фигур было найдено на территории Верхнекамья, в районе старейших уральских городов - Чердыни и Соликамска. С юга Пермской области были привезены лишь отдельные образцы. По мнению специалистов, это связано с более ранним освоением севера русскими поселенцами, сопровождавшимся укоренением здесь русской культуры. Самые древние из сохранившихся произведений датируются концом XVII - началом XVIII столетия.
Технология изготовления пермской скульптуры напоминает технологию изготовления икон. Из древесных пород мастера предпочитали сосну и липу, которые обрабатывали при помощи топора и ножа. В XVIII в. употреблялись также тесла, долота, стамески, пилы, буравы, струги и дорожники. Для росписи на поверхность дерева наносился левкас (меловой грунт). Роспись же производилась яичной темперой, нередко дополняясь позолотой (листовым или "твореным" золотом) и серебрением. В XIX в. скульптуры начали расписывать масляной краской.
Кстати, директор Пермской галереи Надежда Беляева рассказала корреспонденту "НГ" об итогах самого свежего исследования возраста дерева, из которого изготовлены скульптурные композиции (к слову, в России живет один-единственный специалист, способный провести такую экспертизу). Итоги эти принесли настоящую сенсацию: оказывается, дерево, использованное для создания фигуры XIX века, датируется XV веком. Это наводит на мысль о повторном использовании дерева авторами скульптур.
Долгое время отечественные искусствоведы категорически отрицали наличие в русском искусстве сколько-нибудь значительных самостоятельных скульптурных традиций. Особенно это распространилось на народное искусство. Открытие и изучение пермской деревянной скульптуры вынудило их пересмотреть позиции, побудило к новому собиранию и исследованию самобытной русской скульптуры, имевшей, как выяснилось впоследствии, широкое распространение на западе, севере и в центральных районах России, в Поволжье и Приуралье.
Сегодня говорят о русской традиционной деревянной скульптуре как о значительной части отечественного художественного наследия, понимают и высоко ценят ее самобытность. В этом общенациональном явлении видное место принадлежит памятникам, созданным пермскими мастерами в XVII-XIX вв.
Первое письменное упоминание о деревянной резьбе в Прикамье принадлежит М.Кайсарову. Оно свидетельствует о том, что уже в начале XVII в. в здешних церквях имелись резные произведения, правда, неясно - местного ли происхождения. Датированных памятников XVII в. не сохранилось. Так что год создания тех или иных экспонатов, хранящихся в Пермской галерее, следует считать условным.
Специалисты выявили связь пермской скульптуры с древней художественной культурой местных народностей и искусством Западной Европы. Прикамье является родиной одного из наиболее значительных явлений в древней культуре Евразии, получившего название "пермского звериного стиля". Прямых влияний этого искусства в творчестве пермских резчиков более позднего времени нет. Есть несомненные свидетельства широкого распространения в Прикамье деревянных статуарных изображений - идолов - в период, непосредственно предшествовавший формированию пермской скульптуры в ее общеизвестном обличье.
В "Житии Стефана Пермского", православного святого, насаждавшего во второй половине XIV в. христианство на Урале, говорится: "Баху же в Перми кумиры различнии, овии большии, а инии меньшии, другие же среднии, и кто может исчести их ...же суть болваны истуканные, изваянные, издолбленные, вырезом вырезаемые". Характер "болванов" точно определяет археологическая находка - деревянный идол, извлеченный из Шигиринского торфяника в 1880 г. Это пятиметровый сосновый брус. В верхней его части вырезана человеческая голова, а поверхность покрыта геометрическим орнаментом, сохранившимся на деревянной бытовой утвари местного населения.
Архаические традиции статуарной пластики обрели развитые зрелые формы пермской деревянной скульптуры под воздействием древнерусского искусства, пришедшего в Прикамье с освоением этого края русскими переселенцами в XIV-XV вв. Совершенно в духе языческих представлений местные резчики наделяли свои божественные персонажи земными чертами окружавших их людей. Так, один из наиболее частых и любимых образов пермской скульптуры "Христос в темнице" (он же "Спас полунощный") обретает характерный облик простолюдина: русского, коми-пермяка, татарина, манси.
Вместе с тем в пермской скульптуре есть очевидное влияние западноевропейского искусства, в частности барокко и классицизма. Это вызвано тем, что как самостоятельное художественное явление статуарная пластика в Прикамье складывалась в период усиливающихся экономических и культурных связей России с Западом. Пермский край оказался в особо активной зоне этого культурного взаимодействия.
С естественной остротой новооткрытия входили и претворялись в пермской скульптуре как традиции древнерусского искусства, так и характерные черты скульптуры барокко и классицизма. Их органическое слияние, новое осмысление и создали феномен пермской деревянной скульптуры.
Директор Пермской государственной художественной галереи Надежда Беляева поделилась с корреспондентом "НГ" своими давними планами. Хорошо бы, например, создать в Перми музей искусства Западного Урала, "жемчужиной" которого стала бы коллекция деревянной скульптуры.
Сегодня площадей галереи катастрофически не хватает, а само здание находится в аварийном состоянии. Только в нынешнем году удалось выбить деньги на ремонт из областного бюджета (а финансирование галереи идет только из этого источника).
Впрочем, не исключено, что нынешнее здание галереи, ставшее одним из символов Перми, вообще могут отдать другому хозяину. Вот уже несколько лет муссируется вопрос о возвращении Православной Церкви этого величественного сооружения, построенного по тому же проекту, что и храм Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Конечно, представители Пермской и Соликамской епархии, требующие возвращения храма, по-своему правы. Ведь именно в здании, занимаемом ныне галереей, до 1917 г. находилось управление Пермской Православной Церкви. А на территории прилегающего к церкви городского кладбища в советское время был построен... зоопарк, что иначе как кощунством не назовешь.
Но в таком случае возникает вопрос: куда же переезжать галерее и главному ее экспонату - коллекции деревянной скульптуры? На этот счет есть несколько вариантов, но ни один из них пока не обрел реального воплощения. А вопрос о создании в Перми музея искусств повис в воздухе.
Еще один больной вопрос - реставрация экспонатов из коллекции. Сегодня в ней нуждается около половины скульптур, а для обозрения выставляется лишь десятая часть существующих запасов. Проблема в том, что специалистов-реставраторов такого профиля в России - раз-два и обчелся. И почти все они живут в Москве. К тому же реставрация - очень дорогое удовольствие, а Пермская галерея - организация небогатая.
По словам Надежды Беляевой, руководство галереи уже два десятка лет ставит вопрос об открытии в Перми реставрационного центра. Но все опять же упирается в нехватку кадров и денег.
На вопрос о том, сколько же стоит вся коллекция пермской деревянной скульптуры, Надежда Владимировна отвечает так:
- Конечно, у нее есть определенная страховая стоимость. Мое же личное мнение заключается в том, что эти экспонаты бесценны.
Но, как известно, даже бесценные вещи требуют внимания и ухода. О пермских же богах ходят самые настоящие легенды. Говорят, например, что они могут обидеться на людей. А могут, наоборот, отблагодарить за человеческое отношение к себе.
Не хотелось бы видеть гнев пермских богов.