На подворье казачьего правления донской станицы Гниловская уже с утра развели костры. В двух котлах, каждый из которых литров на тридцать, варили уху. У котлов суетились мужики, а разодетые казачки наперебой заводили лихие песни. "Это же надо, как наши жинки распелись, - говорили промеж собою казаки. - Будто и не пекли они до глубокой ночи пироги┘ Не видать никакой усталости!" А повод для веселья у казаков Гниловской был далеко не рядовой. Впервые в истории станицы они проводили выставку казачьего творчества. Прямо во дворе правления, в огромном павильоне, открытом со всех сторон, было выставлено 120 работ 29 художников-казаков. Живописные полотна и графика были представлены известными из рода казачьего донскими художниками Владимиром Буримовым, Михаилом Шелудько, Виталием Куликовским, Владимиром Калининым, Валерием Копейко, Владимиром Банцевичем, Владимиром Лемешевым.
Здесь - портреты донских атаманов, таких как Ермак, Бакланов, Краснов, этюды донских хуторов и размах степей. Удивительно сочно "сотканы" из глины фигуры казаков-охотников, рыболовов, женихов, заботливых хозяев. И в классическом стиле из мрамора выточенные бюсты красивейших женщин Дона. Уникальные деревянные изделия, курительные казачьи трубки и черпаки покоряли своим разнообразием. Любой желающий мог попасть на выставку бесплатно. Кроме того, здесь еще угощали ухой и водкой. А на закуску подавали домашние пироги с мясом и капустой. Огурчики и малосольные арбузы с┘ горчицей.
Гости осматривали выставку, выпивали, закусывали и сходились в едином мнении: "Если бы не станичный атаман Валерий Олейников, ничего бы не было!" Сам же атаман считает, что экспозиция первой на Дону станичной выставки художников-казаков стала ярким свидетельством духовного возрождения казачества, его вековых традиций, культуры, нравственности. "Пусть все видят, что не только саблей, но тонкой кистью и острым резцом отменно владеют казаки", - говорит Валерий Олейников.
Казаки станицы Гниловской гордятся своей историей. По их словам, еще в XVI веке до Рождества Христова станица была пристанищем парфянских царей. Тридцать шесть веков истории! "Этот временной пласт еще мало изучен, - говорит атаман Олейников, - но сохранен в преданиях, предметах быта и творчества, дошедших до нас как эстафетный огонь. Думается, не случайно в нашей станице столько одаренных людей".
Казачье правление Гниловской размещается в здании бывшего медвытрезвителя (его вывеска до сих пор валяется в углу двора). Спрашиваю у казаков, суетящихся у котла с ухой, знали ли они в те застойные времена сюда дорогу? "Ну как не знавали? - отвечает с искоркой в глазах худощавый казак. - Это ж давно было┘ Мне бы тогда и в голову не пришло, что здесь когда-то наш атаман сидеть будет, а во дворе - картины выставляться... Теперь сюда мы за другим приходим".
Станица Гниловская