ИДЕЯ создания сверхсовременной информационной системы на базе российских железных дорог напрашивалась сама собой: магистрали общей протяженностью 86 тыс. км объединяют единым "скелетом" практически все экономические районы страны, оставалось только на этот "скелет" нарастить "нервы" оптоволоконного кабеля связи. Разумеется, и до сих пор железнодорожники не обходились без связи, но проекты, реализуемые сегодня, отличаются от прежних и количественно и качественно. Сегодняшние проблемы и перспективные задачи развития телекоммуникаций и информатизации отрасли специалисты обсудили на 6-й международной научно-практической конференции "Информационные технологии на железнодорожном транспорте" ("Инфотранс-2001"), прошедшей в Сочи. В ее рамках прошла презентация оптоволоконной системы связи с демонстрацией ее возможностей: прямо из конференц-зала в Сочи был организован сеанс связи с весьма отдаленными подразделениями железной дороги.
О количественной характеристике работ, ведущихся сегодня в этом направлении, много говорит тот факт, что в последние три года каждый третий рубль, инвестированный в российские железные дороги, направлялся на развитие информационных технологий. Качественное отличие реализуемого проекта - в новизне технологии, но не только. Важно, что создается единая информационная система всех российских железных дорог, которая сможет к тому же взаимодействовать с аналогичными системами других транспортных отраслей.
Первый заместитель министра путей сообщения Александр Мишарин так прокомментировал принципиальную новизну системы:
- В предыдущие годы создавались отдельные информационно-прикладные системы, каждая из которых выполняла одну или несколько задач: управление сортировочной станцией, мониторинг локомотивного и вагонного парка, управление пассажирскими перевозками и так далее. Каждый департамент министерства имел свою информационную систему, которая должным образом не взаимодействовала с другими системами. Сейчас, когда стала очевидной необходимость жесткой централизации управления, нужна единая информационная система, позволяющая координировать работу всей отрасли. Для решения приоритетных задач, стоящих перед российскими железными дорогами, Министерство путей сообщения совместно с ЗАО "Компания Транстелеком" реализовало проект создания единой магистральной цифровой сети связи (ЕМЦСС) нового поколения.
Проект начинали не на пустом месте. В 1996 году на железных дорогах была создана Система фирменного транспортного обслуживания. Технология обслуживания клиентов в области грузовых перевозок получила стройную вертикаль управления: от центра фирменного транспортного обслуживания через дорожные центры к региональным агентствам. В 1998-м начата опытная эксплуатация Автоматизированной комплексной системы фирменного транспортного обслуживания, которая позволила перевести многие операции между перевозчиком и клиентом на безбумажную технологию и тем значительно упростить их. Созданная сегодня единая магистральная цифровая сеть поднимает информационные технологии на новый уровень.
Уже более 33 тысяч километров волоконно-оптических линий связи введено в эксплуатацию, к концу года их должно быть уже 45 тысяч километров. По спутниковым каналам к общей сети подключены Сахалинская и Калининградская области. Ведутся переговоры с руководством железных дорог Латвии, Литвы и Эстонии о создании общей сети, так называемого "Балтийского кольца". Там, где эта сеть уже действует в полном объеме, она позволяет диспетчерам управлять движением поездов на расстоянии тысяч километров, клиентам дает информацию о месте нахождения их грузов в режиме реального времени, упрощает и ускоряет оформление документов. Впрочем, пользователи новой системы - действующие и потенциальные - еще только начинают оценивать по достоинству ее возможности. Как было сказано на сочинской конференции, сегодня "засвечено", то есть используется, только 10% всего оптоволокна. Создатели системы работают на перспективу, а кроме того, не забывают и свои коммерческие интересы. Сама железная дорога будет довольствоваться четвертью возможностей системы, а свободные мощности предлагает на продажу (это, по сути дела, означает, что отрасль построила сеть за четверть ее стоимости). Покупатели найдутся. Качественной связью уже заинтересовались, например, в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Пригодится она и "гражданским" пользователям: сегодня цифровая сеть связи соединяет уже более 970 крупных и средних российских городов, это значит, что услугами "железнодорожной" связи смогут пользоваться 85% населения России.
В соответствии с принятой федеральной программой развития транспорта России предусматривается создание единого информационного банка данных всех видов транспорта. Единая информационная система позволит координировать работу железных дорог и портов, воздушные и автомобильные перевозки. И это не только перспектива. Александр Мишарин рассказал, что уже сейчас реализуется программа согласованного подвоза грузов к морским портам Дальнего Востока и Новороссийска, идет активная работа с портами Санкт-Петербурга, в ближайших планах - сотрудничество с Латвией.
Новые информационные технологии, системы телекоммуникаций внедряются так быстро и масштабно, что подготовка специалистов для работы с ними стала одной из ключевых.
- Самые передовые технологии прежде всего появляются в наших отраслевых вузах, - сказал ректор Ростовского государственного университета путей сообщения Владимир Колесников. - В 1999 году мы провели глобальную реконструкцию нашего университета, получили новое оборудование, в том числе волоконно-оптическое, и готовим специалистов по новым технологиям. В этом году вышли уже на четвертый курс. Интерес к этим специальностям огромный: конкурс по 7 и более медалистов на место!
Видимо, у студентов хорошее чутье на перспективные специальности. Когда на одной из пресс-конференций по ходу "Инфотранс-2001" был задан вопрос о пропускной способности новой информационной системы, ее разработчики ответили:
- Пропускная способность растет квадратично едва ли не каждый квартал. Год назад говорили о 40 10-гигабитных потоках, сегодня - уже 160 потоков по 40 гигабит. Но весь мир сегодня уже говорит о терабитах - вот они, современные информационные потребности.
Сочи-Москва