в САМАРСКОЙ области одновременно с официальным началом кампании по выборам депутатов губернской Думы заметно обострились взаимоотношения между мэром Самары Георгием Лиманским и губернатором Константином Титовым.
А началось все 25 сентября, когда впервые за время существования Самарской губернской Думы ее депутаты подвергли жесткой критике проект областного бюджета на будущий год. При этом ведущую роль во вспыхнувшем в стенах Законодательного собрания скандале сыграл лично глава областного центра, депутат Георгий Лиманский.
Проект бюджета вызвал у депутатов далеко не однозначную реакцию. Увеличение доходной части бюджета будущего года было оценено положительно. Она будет на 6,3% больше, чем в нынешнем году, и составит почти 15 млрд. руб. Роста доходов намерены достичь за счет эффективной собираемости налогов. Структура бюджета 2002 г. также несколько отличается - прежде всего существенным повышением зарплаты работникам бюджетной сферы. Социальные статьи в целом увеличены на 9%.
В то же время депутаты были возмущены резким сокращением числа целевых программ. Недостаточным они сочли и финансирование некоторых существующих. Так, в два раза сократилась строка расходов на выполнение Федерального закона "О ветеранах". Многие комитеты и депутаты сетовали на то, что бюджет-2002 принимается в спешке. Даже губернские законодатели еще не успели перепроверить расчеты и изучить основные статьи, а до населения законопроект, похоже, и вовсе не дошел: областная газета "Волжская коммуна" опубликовала его 21 сентября - за четыре дня до принятия в первом чтении губдумой. Но прежде всего критика депутатов коснулась принципов распределения финансовой помощи муниципальным образованиям.
- Мы, например, трансфертов потеряли на 50% к уровню защищенных расходных статей бюджета, - заявил депутат Василий Янин, глава города Сызрани.
- Город Жигулевск по сравнению даже с бюджетом текущего 2001 года очень ущемлен, - сказал его коллега, депутат Сергей Балахонов, мэр города Жигулевска.
- Фактически для всех муниципальных образований создана система поводков, за которые можно дергать. Такая система дает областным властям возможность давить на муниципальные образования, - заявил градоначальник Самары, депутат Георгий Лиманский. Он добавил также, что принимать бюджет, "чтобы не обидеть губернатора", не имеет смысла.
Причиной недовольства самарского градоначальника и глав других городов стала методика распределения областных трансфертов муниципальным образованиям. Специалисты областного департамента финансов взяли за основу распределения трансфертов соотношение налогового потенциала муниципальных образований и средний душевой доход жителей города. В связи с тем что в Самаре средний душевой доход больше, чем в среднем в губернии (2073 руб. - в Самаре и 1992 руб. - в губернии), на областной центр дотации не были предусмотрены. В статью бюджета по распределению трансфертов Самару не включили вообще. В итоге город с почти полуторамиллионным населением потерял около 400 млн. руб. и оказался на седьмом месте в области по бюджетной обеспеченности на одного жителя: в областном центре она составит 2043 руб., а в Тольятти - 3089 руб. Депутат Лиманский обратился к губернским парламентариям и предложил отклонить проект областного бюджета. По его словам, бюджет Самары рискует оказаться в два раза меньше, чем бюджет Казани, или в 1,5 раза меньше, чем Нижнего Новгорода, хотя по основным социально-экономическим показателям эти три мегаполиса схожи.
Тайным голосованием с использованием электронной системы подсчета голосов областные законодатели не утвердили проект бюджета. За его принятие в первом чтении проголосовали 11 человек - ровно половина действующих депутатов Думы, 7 человек голосовали против. Но после этого депутаты, поддерживающие политику областных властей, добились проведения повторного голосования путем простого поднятия рук. Во время открытого голосования, за которым следили находившиеся в зале представители областной администрации, бюджет поддержали уже не 11, а 14 депутатов. Проект был принят в первом чтении. Думская оппозиция посчитала это незаконным. В знак протеста Георгий Лиманский и еще двое депутатов покинули зал заседаний.
Через день в спор вокруг главного финансового документа вмешались депутаты Самарской городской Думы. Они приняли обращение к членам губернского парламента, в котором содержится требование не утверждать проект бюджета области на следующий год в нынешнем виде как документ, ущемляющий интересы муниципальных образований.
Сам глава Самары Георгий Лиманский дал развернутую оценку ситуации, выступая в эфире государственной телерадиокомпании "Самара". Он заявил, что на протяжении последних лет постоянно ущемлялись интересы не только областного центра, но и других городов Самарской области:
- Главы других муниципальных образований очень жестко зависимы от области и поэтому так открыто не выступают. Посмотрите на нашу областную экономику, на соотношение доходов Федерации и Самарской области: в области остается 42% собираемых на территории губернии налогов и сборов! Если губернатор Титов говорит о федерализме, то пускай применит его и по отношению к своим городам, муниципальным образованиям. Мы требуем отдать нам то, что положено: не 15%, а хотя бы 30%, которые были раньше.
Страсти по губернскому бюджету подогревает и нерешенный вопрос о статусе Самары. Городской Думой в областную администрацию более года назад был представлен законопроект о придании Самаре статуса столицы губернии, который требует соответствующего финансового обеспечения. Руководство области во главе с губернатором Константином Титовым под различными предлогами отказывается поддержать эту инициативу самарских законодателей. Хотя соседи Самары по Приволжскому федеральному округу - Саратов, Казань и другие областные и республиканские центры - такой статус от местных законодателей получили. Георгий Лиманский как председатель Ассоциации городов Поволжья ссылается на опыт соседей:
- Возьмите Казань, Чебоксары, города, которые имеют в республиканском бюджете дополнительную строку. У Казани (как и у Самары) доходная часть непосредственно города - 3 миллиарда рублей, в республиканском бюджете предусмотрено еще 3 миллиарда - увеличение почти в два раза┘ Решение этого вопроса зависит от Титова - только от одного человека, который должен написать свое заключение на проект закона, а не искать пути обхода, различные формальные зацепки и т.д.
Иначе оценивает конфликт и его причины спикер Самарской губернской Думы Леон Ковальский. Он заявил, что, если бы не скорые выборы депутатов губернской Думы, такого спора бы не было. А вопрос о нормативах надо решать с администрацией области за столом переговоров.
Учитывая начавшуюся в Самарской области предвыборную борьбу за места в губернской Думе, можно с достаточной степенью уверенности предположить, что страсти по областному бюджету-2002, который руководство областного Законодательного собрания во что бы то ни стало пытается принять до 9 декабря, будут разгораться. А народные избранники от Самары и других городов и районов губернии будут всячески демонстрировать свою принципиальность и верность интересам избирателей.
Самара