ЛЕКСАНДР ГЕОРГИЕВИЧ, требование президента РФ Владимира Путина о разоружении чеченских боевиков, видимо, заставило и ваше ведомство применить дополнительные меры?
- Под усиленную охрану взяты все объекты жизнеобеспечения, банки, учреждения, властные структуры, аэропорты, в том числе и маленькие, все воздушные суда, включая сельхозавиацию. Личный состав ГУВД переведен на усиленный вариант несения службы. Видимо, в таком режиме мы будем работать до особого распоряжения главы МВД. Мы предприняли меры и по усилению административной границы с Чечней с целью недопущения проникновения бандгрупп. Все это мы делаем во взаимосвязи со всеми силовыми структурами нашего края, а также МВД Северной Осетии, Кабардино-Балкарии и УВД по Чеченской Республике. В Наурском районе Чечни дислоцируются подразделения ставропольской милиции.
- И все-таки криминогенная ситуация на территории Ставропольского края продолжает оставаться напряженной.
- Действительно, это так. Об этом свидетельствует серия терактов, которые произошли в районе Кавказских Минеральных Вод и краевом центре (в общей сложности в Пятигорске и Ессентуках было по 3 взрыва, в Минеральных Водах - 1). Всего же на территории края за последние три года совершено 13 терактов, в том числе 4 - в текущем году. Из них нераскрытыми остаются 7. Три теракта были предотвращены сотрудниками милиции и гражданами. Я считаю, что инициаторы развязывания террористической войны от своих целей не откажутся. Поэтому отношение к терроризму может быть только однозначным - беспощадная борьба со всеми его проявлениями. Весьма тревожным фактором на сегодня является заметное осложнение обстановки в населенных пунктах Кавминвод, на территорию которых только за последние два года из соседних республик прибыло и официально зарегистрировалось свыше 30 тысяч вынужденных переселенцев. Но это официальная статистика. На самом деле их значительно больше. Именно здесь ваххабиты активизировали свою деятельность. В связи с возрастанием угрозы проведения крупномасштабных терактов со стороны чеченских бандформирований в течение недели у нас на Ставрополье проводилась оперативно-профилактическая операция "Вихрь-антитеррор". Только за двое суток операции из 230 совершенных в крае преступлений раскрыто по горячим следам 123, задержаны 27 преступников, объявленных в розыск. Тем не менее обстановка на Ставрополье в течение ряда лет остается напряженной. Четко прослеживается тенденция, когда деструктивные силы пытаются "разыграть" ставропольскую карту. Предпринимаются попытки вытеснения коренного населения с исконно российских земель, в регионе появились целые села мусульман-ваххабитов. Стоит отметить, что ситуация в крае особенно обострилась после терактов в городах Ессентуки, Минеральные Воды в марте этого года, в результате которых погибли 22 человека, а материальный ущерб составил 40 миллионов рублей. Непосредственными разработчиками терактов являются наиболее непримиримые ваххабиты.
- На чем еще основываются такие выводы?
- У нас имеется вся информация о действующих ваххабитах в Чечне и Карачаево-Черкесии. Именно в такой среде бандиты детально разрабатывают преступные замыслы, которые затем уже реализуются у нас на Ставрополье. Повторю, оперативные данные свидетельствуют, что основным объектом устремлений деструктивных лиц определен регион Кавминвод. Его географическое положение позволяет в короткие сроки скрыться с места преступления в соседних субъектах. Понимая всю опасность терроризма, органы внутренних дел края во взаимодействии с другими правоохранительными и силовыми структурами принимают необходимые организационные и практические меры, направленные на эффективное расследование и раскрытие преступлений террористического характера. В рамках координационного совещания правоохранительных органов в ГУВД Ставрополья создан и действует оперативный штаб.
- Возросла ли численность приверженцев ваххабизма на Ставрополье в последние годы?
- В настоящее время в органах внутренних дел края имеются сведения о почти 200 ваххабитах. Установлены лица, принимавшие участие в боевых действиях в Дагестане и Чечне на стороне незаконных вооруженных формирований. И, как правило, они связаны с ячейками ваххабитов. Так, на востоке края - в Нефтекумском районе - проживает наибольшее число ваххабитов. 14 из них задержаны. В отношении всех были возбуждены и впоследствии прекращены по амнистии уголовные дела. Но фактически мы боремся с этим злом в условиях правового вакуума. В такой ситуации упреждать действия экстремистов крайне трудно. Сегодня религиозный экстремизм - это опасность для всей России. Предотвратить его распространение можно только при наличии соответствующей законодательной базы и должной поддержки Центра. Поэтому считаю целесообразным принятие федеральной программы неотложных мер по предупреждению распространения ваххабизма.
- Острой проблемой продолжает оставаться миграция...
- Миграция коснулась почти всех регионов Южного федерального округа, но из-за своего географического расположения Ставрополье оказалось в более невыгодной ситуации. По данным миграционной службы, с 1994 года в крае зарегистрировано 47 тысяч переселенцев. Однако официальная статистика не в полной мере отражает реальное положение дел. Фактически за последние 5 лет на Ставрополье прибыли более 180 тысяч человек. Определенная их доля проследовала в другие регионы страны, но большая часть осела здесь, зачастую нигде не регистрируясь. В результате обострились внутрикраевые проблемы: отсутствие жилья, рост цен, перегрузка социальной сферы и другие. Негативным следствием этого является также сокращение доли коренного населения. За последние 8 лет его численность уменьшилась более чем на 5%. Осложнилась и криминогенная ситуация. Поэтому мы активно выявляем лиц, уклоняющихся от регистрации. К сожалению, в полной мере мы эту задачу пока решить не можем. Но большое число нарушителей правил регистрации с учетом высокой латентности данного вида правонарушений позволяет предположить, что на территории края нелегально пребывают до 400 тысяч мигрантов. В рамках действующего российского законодательства запретить им проживание на территории Ставрополья никто не имеет права. А для обеспечения переселенцев жильем, работой край нуждается в существенной финансовой помощи федерального Центра.
- Как правоохранительные органы борются с распространением наркотиков?
- Из года в год мы констатируем рост числа выявленных фактов незаконного оборота наркотиков. Анализ показывает, что основные каналы поступления наркотиков на Ставрополье идут через Дагестан, Ингушетию, Чечню, Украину. Принимаемые на различных уровнях целевые программы финансируются крайне скудно, в основном сводятся к проведению разного рода профилактических мероприятий силами органов внутренних дел. Поэтому их результаты далеки от комплексного решения проблемы. До сих пор не выработан единый подход к правовой оценке отдельных преступлений. Кроме милиции, по линии незаконного оборота наркотиков работу ведут ФСБ, Государственный таможенный комитет, Федеральная погранслужба. Но обмен информацией между ними не налажен, единого банка данных нет. Оперативно-разыскные профилактические мероприятия проводятся без должного взаимодействия. А совместная работа по делам оперативного учета практически не ведется. Считаю, что для решения вопроса совместной деятельности всех органов и общественных организаций в борьбе с наркотиками в регионе созрела необходимость создания межведомственного координационного центра.
- В адрес милиции не раз раздавались призывы пресечь нелегальный нефтебизнес, но "левый" бензин все равно приходит из Чечни. Почему продолжается подпольная нефтепереработка в восточных районах края?
- Территория Ставропольского края имеет разветвленную сеть нефтепроводов, как вы заметили, в восточных районах края, принадлежащих компании "Роснефть-Ставропольнефтегаз". Кроме того, функционируют нефтепроводы Южно-Сухумск - Нефтекумск и Малгобек - Тихорецк. Одним из факторов, обусловливающих здесь криминогенное пространство, является наличие большого количества нефтяных скважин и нефтепроводов. Только в этом году в целях стабилизации оперативной обстановки, связанной с незаконным оборотом нефти и нефтепродуктов, пресечением ввоза ГСМ из Чечни, на территории края были проведены оперативно-профилактические операции "Нефть", "Чеченская нефть", "Нефтяной вихрь", в ходе которых возбуждено 45 уголовных дел, демонтировано 17 мини-установок, изъято 488 тонн нефтепродуктов. Что касается нареканий в адрес милиции, к сожалению, есть и у нас нечестные сотрудники, которые оказывают помощь в провозе "левых" нефтепродуктов. В отношении таких сотрудников мы возбуждаем уголовные дела при задержании их с поличным.
- На мой взгляд, служба в ставропольской милиции отличается от службы в центральных регионах России. Какие достоинства и недостатки вы могли бы выделить?
- Ставропольская милиция долгие годы была и остается "фронтовым" подразделением, и это, конечно, внесло свою специфику. По сути, мы были и остаемся часовыми южных рубежей России. Но списывать все на войну нельзя. Поверьте мне, огромный потенциал ставропольской милиции направлен именно на выполнение чисто милицейских функций. Наша беда еще и в слишком частой смене руководства краевого главка. В течение 5 лет на этом посту сменилось множество начальников.
- Выходило ли ваше ведомство с какими-либо законодательными инициативами в краевую Думу?
- В правительство и краевую Думу было внесено очень много вопросов, в том числе по миграции, участию общественности в охране порядка, борьбе с наркоманией. В правительство мы вышли с программой по борьбе с преступностью на 2002-2004 годы. И еще один важный вопрос - о регистрации граждан на территории края. Считаю, что при местных главах должны быть комиссии, нельзя отдавать все это на откуп начальнику милиции. n
Ставрополь