Газета правительства Кировской области сообщила о возбуждении уголовного дела о покушении на жизнь губернатора Владимира Сергеенкова, совершенном в 1997 году.
Кто старое помянет...
Заголовок сообщения - "Киллер дает показания о покушении на жизнь губернатора". По данным газеты, "злоумышленник пытался в поезде "Вятка" отравить губернатора, подсыпав ему в пищу смертельную дозу сильнодействующего наркотика. Этот "исполнитель" причастен и к некоторым другим нашумевшим преступлениям. А нити преступления ведут, по всей видимости, к известным в городе лицам, поэтому в ходе расследования не исключены громкие разоблачения".
Как нам сообщили в областной прокуратуре, 27 августа "в связи с обращением губернатора в центральные правоохранительные органы (Генпрокуратуру и МВД)" возбуждено уголовное дело по статье 277 Уголовного кодекса ("Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля"). Однако по делу до сих пор никто не задержан и не арестован. В нем даже нет подозреваемых. "Нам киллер ничего не говорил", - пошутила по этому поводу руководитель пресс-службы облпрокуратуры Анна Савиных.
Как нам удалось выяснить, речь идет скорее всего о поездке губернатора в Москву в начале марта 1997 года, куда он вместе с тогдашним председателем областной Думы Михаилом Михеевым отправился для участия в работе Совета Федерации.
Утром Михееву, который ехал отдельно от Сергеенкова, стало плохо. К поезду на Ярославский вокзал вызвали "скорую", и Михаила Александровича отвезли в ЦКБ, где диагностировали сердечный криз.
Вероятно, это неприятное происшествие и легло в основу дальнейшей разработки версии "покушения на губернатора": Михеев съел начиненную наркотиком пайку, предназначавшуюся не ему.
Версия во многом кажется фантастической. Во-первых, у Михеева, судя по всему, не было обнаружено специфических признаков наркотического отравления (между тем, как нам рассказали люди, хорошо знающие Михеева, проблемы со здоровьем были у него и до, и после марта 1997-го). Во-вторых, Михеев, слава Богу, не умер, несмотря на "смертельную дозу". В-третьих, а при чем здесь, собственно, губернатор?
Вероятно, подобными вопросами сегодня задаются и следователи, которым поручено расследовать это странное уголовное дело, в котором нет даже подозреваемых.
И здесь политика
Информированный источник рассказал нам предысторию этого громкого дела.
Автором версии покушения на политическое убийство стал губернатор Владимир Сергеенков, который нынешней весной отправил письмо министру внутренних дел с изложением своего видения событий, произошедших в мягком вагоне поезда "Вятка". Письмо это появилось неспроста: в качестве возможного организатора покушения в нем назывался хозяин "Спутника" Олег Валенчук, конфликт которого с Сергеенковым к тому времени достиг предела. А человеком, который обеспечивал прикрытие Валенчука, - начальник областного Управления внутренних дел генерал Алексей Розуван, о смещении которого губернатор ходатайствовал уже не раз (в качестве доказательства тесных связей Розувана и Валенчука приводилась передача "Спутнику" спортбазы "Динамо" в Порошино, а также появление Алексея Михайловича в передаче валенчуковского "9 канала" "Семейный альбом").
В ответ на это тревожное письмо из Москвы приехала милицейская проверка, которая больше месяца пыталась разобраться в сути сергеенковских обвинений и расследовать версию покушения. Ничего серьезного не обнаружив, проверяющие удалились, после чего губернатор написал жалобу в Генеральную прокуратуру и на Валенчука, и на Розувана, и на присоединившегося к ним министра Грызлова.
Генпрокурор распорядился: областной прокуратуре во всем разобраться и доложить! И наша прокуратура, не долго думая, возбудила уголовное дело - с очень неясными перспективами. Если прокуроры хотели оказать услугу губернатору, услуга эта очень скоро может оказаться медвежьей.
Сергеенков, видимо, запамятовал, что в марте 1997 года Валенчук был совсем другим Валенчуком, и его отношения с гонимым в будущем "олигархом" были самыми теплыми: губернатор не уставал чтить своим присутствием мероприятия, проводимые "Спутником", и часто брал с собой в Москву Валенчука, которого представлял в высоких кабинетах как бескорыстного патриота своей родины...
И вечный бой
Владимир Нилович Сергеенков - по натуре борец. Борцу положено иметь много врагов. Врагов, способных на все ради одоления ненавистного руководителя.
Коварные и опасные враги уже не раз угрожали жизни Сергеенкова. На первомайском митинге в 1999 году губернатор сообщил, что 13 мая его будут убивать. Пронесло. В конце 2000 года, когда московские акционеры Кирово-Чепецкого химкомбината решили ограничить власть Сергеенкова на этом предприятии, вновь было объявлено о готовящемся покушении. А с недавнего времени на встречах с избирателями он сообщает, что жить ему осталось не больше двух недель.
Возможно, Владимиру Ниловичу не дает покоя слава кемеровского губернатора Тулеева, которого тоже хотели отравить, но так и не отравили. И теперь об этом говорит вся Россия. Правда, на вятского коллегу Тулеева Россия пока не обращает никакого внимания: в среду, через пять дней после появления в "Губернских вестях" информации о попытке покушения, в самой мощной в российском интернете поисковой системе "Яндекс" не было ни одной ссылки на эту странную историю...
Киров