НАКАНУНЕ 1 сентября на главной площади Ярославля губернатор Анатолий Лисицын вручал директорам школ и главам районных администраций ключи от 55 новеньких школьных автобусов. Эти машины были специально изготовлены по заказу администрации Ярославской области и куплены за два десятка миллионов рублей, выделенных из региональной казны. В тот день было много цветов, улыбок и радости в глазах чиновников. Об этом событии "НГ" рассказала в номере, вышедшем 1 сентября.
Программа "Школьный автобус" призвана ликвидировать неравенство в образовании между сельскими и городскими детьми. Это достигается простым способом - в глубинке закрываются малокомплектные школы, где ученикам дают слабые и неполные знания, в районах выбираются опорные школы, куда поставляется оборудование. Туда детей и учителей из окрестных сел и деревень и должны возить ярко-желтые школьные автобусы с опытными водителями и усиленными мерами безопасности. В этих островках знаний, по замыслу ярославских руководителей образования, сельский ученик должен получать образование наравне с городским сверстником.
На бумаге все было гладко. К учебному году в регионе было закрыто семь малокомплектных школ, а все районы получили по несколько школьных автобусов. Но не прошло и двух недель, как из глубинки стали поступать неприятные для ярославского губернатора сведения. В большинстве районов машины вышли на специальные маршруты и возили детей. Однако власти Большесельского, Любимского и Некрасовского районов не смогли выпустить на линию школьные автобусы. Они стояли на приколе на автобазах, а дети добирались до школы на рейсовых автобусах. Говорят, что в Некрасовском районе на школьном автобусе вообще возили рабочих, что запрещено положением об этом спецтранспорте.
Оказалось, что местные администрации просто не могут найти средств и кадры для работы этих губернаторских "подарков". В районные бюджеты деньги на содержание автобусов заложены не были, ГИБДД в срок не выдала необходимые разрешения на перевозку детей. Глава региона Анатолий Лисицын спустил на места строгие телефонограммы, в которых указал главам администраций на личную ответственность за срыв губернаторской программы. После окрика на маршруты вышли школьные автобусы в Любимском и Большесельском районах.
Некрасовские власти остались в одиночестве. Здесь не смогли найти водителей на школьные автобусы - в районе не оказалось желающих профессионалов с трехлетним стажем работы и категорией "Д", которые бы согласились возить детей при зарплате в 1700 рублей. В конце сентября после прохождения техосмотра машины в Некрасовском районе все же вышли на маршруты. Узнав о проволочках в работе школьных автобусов, ярославский губернатор Анатолий Лисицын сначала хотел было привлечь к ответственности глав районов, но потом остыл - он может их только пожурить, не более.
Кстати, администрация области планирует в следующем учебном году продолжить свою программу. В глубинке будут ликвидированы еще несколько сельских школ, а для перевозки учеников планируется купить еще 60 школьных автобусов.
Ярославль