Российско-литовские отношения удивительно напоминают зимнюю рыбалку: сквозь нарастающий лед политического отчуждения, связанного со стремлением Литвы вступить в НАТО и жить, как сказал ее президент Адамкус, "в безопасной семье демократических государств", просверлены многочисленные лунки, сквозь которые литовцам удается вытаскивать жирных российских экономических окуней. Примерно тем же занимается и российская сторона, почти совсем не обращая внимания на то, что ее считают опасной и недемократической. Калининград, безусловно, является одной из наиболее широких и продуктивных лунок на поле двусторонних связей.
Сегодня литовско-калининградское экономическое сотрудничество можно, как представляется, разбить на "три с половиной" группы проблем:
- проблемы прямых экономических отношений между Калининградом и Литвой;
- широкий комплекс транспортных проблем, связанный с неурегулированностью многих вопросов межгосударственного транзита грузов в регионе;
- критическая зависимость Литвы от поставок российских энергоносителей и роль в этих поставках (как прямая, так и косвенная) Калининграда;
- прогнозируемые проблемы экономических отношений между Литвой и российским полуэксклавом на Балтике в контексте приема Литвы в полноправные члены Европейского союза и в НАТО.
Первый комплекс проблем можно характеризовать как "наиболее беспроблемный", поскольку местные бизнес-элиты и в значительной степени зависящие от них соответствующие властные структуры сумели достаточно быстро создать необходимые "тепличные" условия для делового сотрудничества. Калининградцы практически единодушны в том, что иметь дело с литовцами сегодня гораздо проще и удобнее, чем, скажем, с поляками. Как сказал один калининградский производитель мебели, "прошли времена, когда литовцы разговаривали с нами только по-английски и демонстративно отводили взгляд; теперь они поняли, что значит Россия для их государственной и личной экономики, и мы извлекаем взаимную выгоду из того, что раньше жили в одной стране".
Многие литовские хозяйственные структуры ориентируются на создание в Калининградской области совместных производств. Литва в 2000 г. инвестировала 4 млн. долл. в экономику Калининградской области. Это 80% всех иностранных капиталовложений. Только в прошлом году в Калининградской области было создано 40 совместных российско-литовских предприятий, а всего их уже в регионе свыше 370. Литовских инвесторов привлекает прежде всего режим особой экономической зоны, предусматривающий таможенные и иные льготы. Вся эта коммерческая идиллия покоится на достаточно прочном правовом фундаменте - подписанном 29 июня 1999 г. премьер-министрами России и Литвы межправительственном Соглашении о долгосрочном сотрудничестве между Калининградской областью и регионами Литвы. Содействовать увеличению капиталовложений призван и Клуб литовских предпринимателей, работающих в области.
В рамках российско-литовской межправительственной комиссии создана и действует рабочая группа по вопросам сотрудничества Калининградской области и регионов (уездов) Литвы, что позволяет оперативно решать острые проблемы экономических и других отношений на уровне министерств и ведомств обеих стран. Подписаны соглашения о сотрудничестве с Каунасским, Клайпедским, Паневежисским и Мариямпольским уездами Литвы. Представляется перспективным и логичным заключение подобного соглашения и с самым крупным уездом Литвы - Вильнюсским.
Состоялся ряд совещаний представителей Ассоциации строителей, Ассоциации легкой промышленности Литвы со своими коллегами из Калининградской области. Регулярно проходят конференции на тему "Торгово-экономическое сотрудничество Литовской Республики и Калининградской области РФ и перспективы его развития". В г. Советске благодаря созданным российско-литовским совместным предприятиям в швейной, трикотажной и кондитерской промышленности удалось ликвидировать безработицу.
По итогам состоявшейся 16 мая встречи мэра Вильнюса Артураса Зуокаса и находящейся в литовской столице делегации Калининграда под руководством мэра Юрия Савенко были определены наиболее актуальные и реальные совместные экономические проекты и то, что мешает дальнейшему развитию торгово-экономического партнерства. Разумеется, на первое место вновь была вынесена такая проблема, мешающая сотрудничеству предпринимателей из Литвы и Калининградской области, как занимающая много времени процедура пересечения границы по обеим сторонам Немана. Задержки предпринимателей объясняются устаревшей и плохой инфраструктурой перехода "Мост королевы Луизы". Как сказал мэр Артурас Зуокас, намечается подписать соглашение мэров Вильнюса и Калининграда о выделении на реконструкцию моста с обеих сторон по 100 тыс. литов. Артурас Зуокас считает, что реконструкция моста обойдется в целом в 10-15 млн. литов. Мэр Вильнюса довел до российской стороны жалобы литовских предпринимателей на затруднение торговли из-за отсутствия в Калининграде филиалов литовских банков, где предприниматели могли бы осуществить расчеты. Юрий Савенко выразил надежду, что в ближайшее время такие филиалы появятся, поскольку на эту тему уже идут переговоры между Vilniaus bankas и одним из российских банков.
Артурас Зуокас выступил с принципиально важной идеей, что дальнейшее сотрудничество могло бы опираться на принцип "треугольника" между Вильнюсом, Москвой и Калининградом. По словам Юрия Савенко, его можно было бы провести в жизнь при поставках Литвой сельхозпродукции в Калининградскую область, которую после переработки местные предприятия могли бы реализовывать в Москве и России. Таким образом, наметился некий альянс между балтийскими соседями по совместному завоеванию наиболее платежеспособного в России московского рынка, хотя подобный проект, откровенно говоря, весьма смахивает на экономическую химеру.
Многочисленные транспортные проблемы в регионе связаны с недостаточной "гармонизацией" железнодорожных тарифов. Как заявил на февральском съезде Союза промышленников и предпринимателей области губернатор Владимир Егоров, ежегодно Калининградская область теряет на транспортных перевозках 22 млн. долл. Понятно, что примерно такая же сумма отчуждается в пользу Литвы.
Проблема калининградского транзита, экономическая по сути, прикрывается со стороны Литвы политической истерикой. Литовские чиновники заявляют, что "русские выдвинули совершенно неприемлемые требования: они хотят, чтобы на нашей территории были созданы коридоры. Чтобы через нашу территорию могли транзитом проезжать автомобили с российскими номерами, чтобы российские самолеты могли совершать у нас посадку, чтобы железнодорожные поезда не подвергались контролю". При этом они ссылаются на документы, направленные Москвой в Европейскую комиссию после того, как в январе 2001 г. экспертами ЕС был составлен документ, касающийся будущего Калининградской области.
Между тем производственные мощности единственного на Балтике незамерзающего портового комплекса России используются сегодня только на 40%. В то же время соседние порты Литвы, Латвии, Эстонии перегружают примерно в 25 (!) раз больше грузов в основном российского происхождения. За последние три года из Калининграда на порты этих государств переключены наиболее ценные и стратегические российские товары: цветные металлы, ферросплавы, бумага, пиломатериалы, черные металлы. Дело доходит до абсурда. Потенциальные возможности Калининградского порта по этой номенклатуре составляют около 1,2 млн. тонн. При имеющихся значительных свободных мощностях собственного порта в 1999 г. через порты Эстонии было отгружено 296 тыс. тонн алюминия, а за 5 месяцев 2000 г. - 254 тыс. тонн. Перегрузка такого количества металла позволила бы транспортным предприятиям Калининграда получить свыше 80 млн. руб. доходов. Вместе с тем для перегрузки цветных металлов через порт Калининград созданы более выгодные экономические условия в сравнении с соседними балтийскими портами. Например, общая стоимость железнодорожной перевозки одной тонны алюминия от Саянского завода до Таллина (сведения по Литве отсутствуют) составляет 80,3 долл., до Калининграда - 74,7 долл. С Красноярского комбината соответственно - 80,3 и 75,2 долл. Стоимость перевалки в таллинском порту равна 8 долл. за тонну, в Калининграде же - 5,5. При этом необходимо учесть более короткое морское расстояние до европейских портов и, следовательно, большую экономию затрат по доставке товаров в российский полуэксклав.
В результате анализа сложившейся ситуации, когда перевалка алюминия через порт Калининград оказывается значительно выгоднее, напрашивается интересный вывод. Судя по всему, отток грузов из Калининграда к "иностранцам" в значительной степени вызван причинами, позволяющими компенсировать явные преимущества российских морских ворот. Среди них - облегченные процедуры таможенного контроля и оформления в прибалтийских странах по отношению к российским грузам, позволяющие уклоняться от уплаты налогов или осуществлять нелегальный вывоз товаров. Учитывая, что цветные металлы являются стратегически важным товаром России, и в целях усиления контроля за его перемещением Ассоциация транспортных и промышленных предприятий самой западной области страны обратилась в правительство РФ с просьбой оперативно принять постановление об установлении порядка экспорта российских цветных металлов только через российские порты. Кстати, такой опыт защиты государственных интересов уже имеется. Введение в действие с 10 апреля нынешнего года приказа ГТК от 12.08.99 г. # 531 "Об определении мест пересечения таможенной границы Российской Федерации для ввоза мяса птицы" позволило порту уже в мае 2000 г. подготовить выгодный контракт с Советом по экспорту домашней птицы и яиц (США) на перевалку 50 тыс. тонн мяса до конца года. Однако решение по "цветмету" так и не принято, как ни спешит российское правительство в решении общего узла вопросов по калининградскому транзиту.
Перечисление проблем калининградско-литовских экономических отношений показательно уже тем, что, несмотря на ухудшение геополитической ситуации в регионе, они носят достаточно деполитизированный характер. Существующие трудности в развитии этих отношений представляются преодолимыми. Для этого необходимы только терпение, нарастающий опыт, упорство и точный расчет. Как и на зимней рыбалке.
Калининград