ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ атака на Соединенные Штаты, как выясняется, грозит самыми неожиданными последствиями для тех, кто не имеет ни малейшего отношения ни к терроризму (во всяком случае, в обычном понимании этого слова), ни к Соединенным Штатам. А все дело в том, что в погоне за террористами и их финансовыми потоками правительства западных стран ставят под особо пристальный контроль банковские счета иностранных граждан (не только арабов) и начинают придирчиво исследовать происхождение движущихся по ним денег. Выходцы из России, как обычно, не застрахованы от проверок подобного рода. И в самое ближайшее время в ходе этой антитеррористической кампании на свет могут выплыть весьма любопытные финансовые схемы. Например, схемы вывода денег из России сомнительными структурами, бандитами, наркоторговцами, мошенниками. Или, например, основателями финансовых пирамид.
Вот такой пример из жизни: ОАО "Покровский рудник", что добывает золото у берегов Амура, в поселке Тыгда Магдагачинского района Амурской области, обладает репутацией крупного респектабельного предприятия, нигде не прячется, ни от кого не бегает. Однако свой "скелет в шкафу", как теперь выясняется, есть и у него.
Зовут скелет Peter Hambro Mining Ltd, он же Zoloto Mining Limited. Взращен он был на той же золотоносной амурской почве. Там его питали частные вклады местных жителей, принесших на заре ваучерной приватизации свои сбережения в "Токур-Золото".
Принести-то принесли, привлеченные радужными перспективами добычи из родной земли драгоценного металла. Но вот обратно получали примерно так же, как вкладчики МММ, "Чары" или "Хопер-инвеста". Еще тогда, в середине 90-х, у разочарованных людей возникал недоуменный, но при этом, прямо скажем, довольно банальный вопрос: "Где деньги?" Тогда вкладчики ответа на свой справедливый вопрос не получили. И это понятно: от амурского поселка Тыгда до лондонской Эклестон-стрит расстояние, без преувеличения, немалое. И лишь очень немногие знали тогда в Тыгде, что в одном из домов по Эклестон-стрит поселился офис Zoloto Mining Limited. Тем более не знали тыгдинцы (за редчайшим исключением), что Zoloto Mining Limited заботливо собрало их сбережения у себя на банковском счете. Редкое исключение составляли отец и сын Алексей и Павел Масловские. Они стояли у истоков и "Токур-Золота", и Zoloto Mining Limited.
Надо отдать им должное, деньги они в страну вернули. Но в отмытом и перекрашенном виде. Теперь сбережения амурских жителей инвестированы в современное оборудование по добыче и обогащению золотой руды. Предприятие "Покровский рудник", один из передовиков отрасли, известен даже за пределами страны. Его контрольный пакет принадлежит Zoloto Mining Limited. Круг замкнулся. Деньги возвратились на берега Амура, но теперь принадлежат не вкладчикам, а семье Масловских. Зато как работают!
Пока все обходилось мелкими неприятностями типа проверки "Токур-Золота" со стороны органов внутренних дел да пары публикаций, в которых "Токур" фигурировал в качестве еще одной рухнувшей финансовой пирамиды. Тогда, в середине 90-х, проверки закончились ничем. Наверное, денег на командирование следователя в Лондон не хватило. Но теперь, после известных событий, расследованию могут помочь английские сыщики, которым до Эклестон-стрит ближе, чем тыгдынцу до Магдагачинска.
Самое, может быть, курьезное состоит в том, что эта проблема снова может вернуться в тот же Лондон. Потому что "Покровский рудник" получал кредиты Европейского банка реконструкции и развития. И очень скоро тот факт, что деньги ЕБРР были слиты в одно корыто с деньгами обманутых вкладчиков, может стать трудноигнорируемым.