Криминальная статистика первой половины 2001 г. в Волгоградской области стала настоящей сенсацией. Она позволила не только подтвердить старые тенденции волгоградского криминального развития, но и помогла выявить некоторые новые этапы в эволюции организованной преступности в регионе, которым до сих пор не достаточно уделялось внимания в средствах массовой информации. Эти новые тенденции в будущем могут наложить серьезный отпечаток на характер социально-экономических и политических процессов в Волгоградской области.
Тенденция # 1. Рост преступности. Тенденция привычная. Как заявил прокурор Волгоградской области Николай Шепель на расширенной коллегии областной прокуратуры (июль 2001 г.), "оперативная обстановка в области остается очень сложной. В этом году зарегистрировано на 7,6% преступлений больше, чем за аналогичный период прошлого года". Рост преступлений с применением оружия составил более 21%. "Сегодня уже трудно кого-то удивить заказными убийствами, криминальными разборками, вооруженностью и техническим оснащением организованных группировок", - констатировал на коллегии областной прокурор.
Тенденция # 2. Активность организованных преступных группировок в экономической сфере. По данным прокурора области Николая Шепеля, в первом полугодии 2001 г. выявлено 4794 правонарушения в сфере собственности, кредитно-банковской и внешнеэкономической деятельности. Размер ущерба на момент возбуждения по ним уголовных дел составил около 350 млн. руб. Анализ официальной криминальной информации и публикаций в СМИ дает основания говорить о том, что особо опасной формой экономического преступления становятся умышленные банкротства предприятий и организаций. По словам прокурора, Волгоградская область "занимает лидирующее место в Южном федеральном округе по числу банкротств". "Именно банкротство, а вернее сказать, разворовывание тех хозяйств, которые нужно выводить из кризиса, подрывает экономику области, лишает рабочих мест трудоспособное население", - заявил прокурор Шепель. По мнению некоторых экспертов, проблема банкротств уже давно стала проблемой государственной безопасности.
Тенденция # 3. Укрепление мафиозных структур. Напомним, что мафия - это наиболее развитая степень преступной организации, при которой происходит сращивание организованной преступности с органами государственной власти и управления. Вот как обстоит с этим дело в нашем регионе. Подполковник ФСБ Михаил Воротилов, анализируя криминальную ситуацию в Волгоградской области, заявил следующее: "Значительная часть теневой экономики базируется на бюджетных средствах. Их распределение, расходование и контроль за ними осуществляется зачастую не в интересах дела, а по принципу личной заинтересованности конкретного чиновника┘ Власть любого уровня стала самым высокодоходным видом бизнеса. Образно говоря, чиновник "торгует" своей подписью".
"Просто диву даешься, - говорит прокурор Николай Шепель, - когда по цене трехкомнатной квартиры предприниматель приобретает здание проектного института, религиозная организация за бесценок покупает Дворец культуры, а подданные Великобритании - целый клуб. Нам известны факты, когда арбитражные управляющие умышленно заплатили за банкротство предприятий, а затем продавали их за бесценок".
При прямом содействии власти произошло банкротство стратегического не только для области, но и для всего Юга России Карповского элеватора. После чего предприятие попало в собственность структур, находящихся под контролем организованных преступных группировок. Сегодня можно констатировать, что в Волгоградской области идет передел собственности с явным или негласным участием (и соучастием) криминальных структур и представителей органов власти. Оборот теневой экономики в разных сферах оценивается экспертом ФСБ "вилкой" от 10 до 90%. Так, при продаже упоминавшегося прокурором области ДК "Юбилейный" иностранному гражданину последним было уплачено легально 20 тыс. долл. На самом же деле "продавцы" получили 100 тыс. долл. Таким образом, теневая, криминальная часть составила 80% от общей суммы выкупа. Подполковником ФСБ Михаилом Воротиловым теневая часть от продажи высоколиквидной и престижной недвижимости в центре Волгограда была оценена в 60-80%. Очевидно, что "основными потребителями" этих "черных" денег являются представители органов власти.
Опубликованная в волгоградских и московских СМИ информация по этому вопросу дает основания полагать, что, по существу, представители власти, политической и административной элиты, прямо или косвенно участвующие в криминальных проектах, превратились в элиту волгоградского криминального мира.
Тенденция # 4. Криминальное планирование. Формирование плановой криминальной индустрии. Мафиозные группы, представляющие собой преступные сообщества "бандитов" и чиновников, отличаются плановым характером своей деятельности. Именно это качество позволяет группировкам осуществлять свою деятельность не только эффективно, но и на протяжении длительного времени. Разоблачения двух автономных мафиозных групп, занимавшихся продажей сирот за границу и хищением финансовых средств из Федерального казначейства, полностью подтверждают это.
Первая мафиозная группа, в состав которой входила небезызвестная Нади Фратти, действовала на протяжении восьми лет и за это время смогла (при содействии работников суда, комитета по образованию областной администрации, руководителей детских домов и, возможно, бывших работников прокуратуры) переправить за границу почти 600 детей-сирот из детских домов Волгоградской области. По данным предварительного следствия, за каждого ребенка Фратти получила по 2 тыс. 500 долл. Что получали волгоградские чиновники, содействовавшие незаконному вывозу сирот, предстоит выяснить следствию.
Мафиозная группа, похитившая 180 млн. руб. из Федерального казначейства, также действовала на протяжении нескольких лет и сумела создать настоящий преступный синдикат, в который вошли, по версии следствия, работники таможни, Арбитражного суда, Налоговой инспекции, нотариата и, возможно, самого казначейства.
Оба криминальных эпизода показывают, что в Волгоградской области на протяжении нескольких лет существовали (и следовательно, могут существовать до сих пор) организованные преступные группы мафиозного типа, в которые были интегрированы (и следовательно, могут быть интегрированы до сих пор) представители важнейших административно-правовых институтов региона: Народного суда, Арбитражного суда, прокуратуры, подразделений областной администрации, районных администраций, налоговой полиции и инспекции, Федерального казначейства. Преступные группировки мафиозного типа имели возможность постоянно воспроизводить свою деятельность, планировать ее, в том числе и в части обеспечения безопасности, по существу, сформировав своеобразные криминальные индустриальные комплексы (индустрию по сбыту сирот, индустрию выкачивания федеральных бюджетных средств). И у нас есть основания предполагать, что в области существовали или существуют до сих пор другие подобные криминальные индустриальные комплексы.
Тенденция # 5. Сохранение государственными структурами рискованной экономической политики, что создает потенциальные возможности для создания новых криминальных индустриальных комплексов. Это проявляется через многие механизмы: от странных просчетов в прогнозировании областного бюджетного дефицита (как это было в 2000 г.) до не менее странного подхода к схеме лизинга для сельхозпроизводителей. На последнее уже обратил внимание заместитель министра сельского хозяйства РФ Анатолий Михалев, побывавший летом в Волгограде. Вот цитата из его выступления: "Лизинг нужен! Но, наверное, не такой┘ С Минского тракторного завода в счет долгов за газ получено 4,5 тысячи тракторов. Заводская отпускная цена МТЗ-80 - 105 тысяч рублей. Вдруг я вчера узнаю, что ваш "Агроснаб", которым руководит Беляев, доводит его до сельхозпроизводителя по цене 245 тысяч рублей. Вы только вдумайтесь в эту разницу: 105 и 245 тысяч рублей!.." И это происходит в ситуации, когда обеспеченность сельхозпредприятий техникой составляет 40-60%, а износ имеющейся достиг 70%. Темпы ежегодного выбывания сельхозтехники в три-четыре раза опережают темпы обновления. При сохранении такой тенденции уже через четыре года выполнять механизированные работы будет нечем. Сельское хозяйство ожидает окончательный крах, от которого оно уже вряд ли оправится. Очевидно, что в этой ситуации проблема разумной лизинговой схемы становится уже проблемой национальной безопасности.
Тенденция # 6. Сохранение низкого рейтинга социальной престижности системы МВД. Милиция в Волгоградской области остается малопопулярной структурой. Это связано как с неверием людей в способность милиции защитить их от преступников, так и с неверием в возможность и желание МВД эффективно бороться с организованной мафиозной преступностью. Сохранению такого уровня социального пессимизма дают повод и сами милиционеры. ГУВД области недавно было обвинено прокурором области Николаем Шепелем в совершении "преступлений против правосудия" - попытках скрыть преступления от учета. Прокурорским надзором восстановлено на учете 1540 преступлений (или 5,3% от числа зарегистрированных).
В то же время милиция показывает свою неспособность раскрыть тяжкие и особо тяжкие преступления - на сегодняшний день в области нераскрытыми остались около 6 тыс. таких преступлений. Да и сами сотрудники милиции неоднократно обвинялись в совершении преступлений - начиная от торговли наркотиками и заканчивая незаконным хранением оружия и боеприпасов. Один из вопиющих случаев произошел 14 июня 2001 г. на 32-м километре трассы Волгоград-Сызрань. Иномарка с двумя сотрудниками отдельного батальона ППС была остановлена на КПМ ГИБДД. В багажнике автомашины при досмотре были обнаружены ручной гранатомет, 7 гранат, компоненты взрывных устройств, 330 патронов к автомату Калашникова. Откуда этот арсенал киллеров и террористов оказался у двух сотрудников и для чего они намеревались его использовать - выясняет Городищенская прокуратура. Естественно, что подобные эпизоды ложатся пятном на всю структуру ГУВД.
Показателем высокой степени криминализации правоохранительных органов Волгоградской области стали данные комиссии МВД РФ, недавно закончившей работу на территории Волгоградской области. По итогам проверки будут освобождены руководители паспортно-визовой службы, которая незаконно выдавала паспорта и незаконно регистрировала лиц, прибывающих с Кавказа. Также нелицеприятные выводы сделаны в отношении органов по борьбе с экономическими преступлениями и персонально в отношении бывшего руководителя этого ведомства. Еще раньше о фактах криминальной деятельности сотрудников правоохранительных органов засвидетельствовала история с освобождением от должности руководителя милицейского подразделения по борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Это освобождение произошло после того, как прокуратурой области было возбуждено несколько уголовных дел в отношении работников милиции, делавших крышу наркоманам, а также после выявления фактов торговли героином самими сотрудниками милиции.
Тенденция # 7. Восприятие общественным сознанием организованной преступности (мафии) как реальной власти в Волгоградской области. Согласно данным социологического опроса, проведенного сотрудниками Волгоградской академии государственной службы, на вопрос "Кто, по вашему мнению, сейчас является реальным "хозяином" нашей области?" 37% опрошенных ответили: "Организованная преступность, мафия". Губернатора считают хозяином всего 30% респондентов, а областную администрацию и того меньше - всего 14%.
Результаты опроса общественного мнения не кажутся наивными в свете выше описанных тенденций - формирования криминальных индустриальных комплексов и мафиозных преступных группировок, в которых принимают участие представители едва ли не всех ключевых административно-правовых структур области. Общественное мнение пока, возможно, опережает события в одном - приписывая организованной преступности, мафии статус единого властного центра, некоего единого "пульта", который управляет всей областью. Хотя, на наш взгляд, возникновение подобного центра отнюдь не является фантастикой.
В случае если развитие криминальных индустриальных комплексов не будет остановлено (а, на наш взгляд, единственной бескомпромиссной структурой, ведущей сегодня борьбу с организованной преступностью в области, является ФСБ), следует ожидать процесса концентрации криминального капитала, криминальной индустрии в целом. Безопасность последней зависит прежде всего от слаженных, спланированных действий всех участников криминального процесса, всех лиц, занятых в разных сферах криминального производства (от непосредственных исполнителей до "крыш" и лоббистов интересов группировки в Москве). Необходимость координации действий и "производственных процессов", если угодно, "государственного регулирования" криминальной экономики может сделать необходимой появление структуры типа "криминального Госплана", "который бы согласовывал деятельность различных криминальных индустриальных комплексов, криминальных проектов на территории области. В этом случае результаты летнего социологического опроса жителей Волгоградской области окажутся не курьезом, а предсказанием будущего.
Волгоград