ПРОБЛЕМА износа сельскохозяйственной техники для российского крестьянства - одна из самых больных. Она не тревожит руководителей неработающих совхозов и агрофирм. В противовес им стремящиеся выжить хозяйства сегодня выкручиваются как могут - подбирают брошенную технику у соседей, собирают трактора и комбайны из еще годных нескольких старых машин. На новые отечественные или очень хорошие зарубежные аналоги у многих просто нет денег. Администрация Ярославской области давно собиралась возродить выпуск кормоуборочного комбайна на базе местных промышленных предприятий - благо, для этого была хорошая почва. Десять лет назад в городе еще производился аналогичный комбайн "Ярославец", не уступавший своим аналогам и служивший верой и правдой сельхозпроизводителям. Однако с тех пор прошло время, и молодые "Ярославцы" стали стариками. Сегодня в хозяйствах региона их осталось всего 450, две трети из которых дышат на ладан. Не лучше ситуация и в соседних областях.
Губернатор области Анатолий Лисицын, будучи еще президентом межрегиональной ассоциации "Центральная Россия", предложил своим коллегам-губернаторам скинуться на производство нового самоходного кормоуборочного комбайна. Было это несколько лет назад. Все идею одобрили, но денег никто не выделил. В итоге Ярославская область одна взялась за это сложное дело. Предстояло разработать модель и выпустить современную машину, недорогую по цене, но эффективную в деле. Только сейчас, спустя более трех лет, первые два новых кормоуборочных комбайна Я-210 вышли из цехов Ярославского судостроительного завода и отправились на испытания на Владимирскую машиноиспытательную станцию сельхозтехники.
Стоимость этих двух опытных образцов перевалила за 4 млн. руб. Большую часть этой суммы выделил областной бюджет. Директор департамента АПК Ярославского "Белого дома" Михаил Боровицкий заявил корреспонденту "НГ", что при серийном производстве цена одной машины снизится до 1,7 млн. руб. Проектировали комбайн в научно-инженерном центре "Техника Нечерноземья" специалисты высокого класса под руководством бывшего генерального конструктора Ярославского моторного завода. Для удешевления стоимости машины решили брать детали, уже выпускаемые серийно: двигатель ЯМЗ, редукторы Тутаевского моторного завода, крупногабаритные арочные шины Ярославского шинного завода, гидроаппаратуру с Владимирского оборонного предприятия и т.д. На судостроительном заводе собирали машину и делали корпус.
В итоге получился кормоуборочный комбайн, с виду похожий на трактор. Широкие шины обеспечивают ему высокую проходимость по сельским дорогам, а возможность перестановки руля - движение машины в любую сторону. Ярославский новичок сможет в будущем не только убирать траву и кукурузу, но и с помощью дополнительных деталей обрабатывать землю и сеять.
В ближайшем будущем "Белый дом" хочет договориться с Ярославским судостроительным заводом о партнерстве и начать серийную сборку кормоуборочных комбайнов. Начальные планы - производить по 10-15 машин в месяц. Сегодня только хозяйствам региона требуется около 1,5 тыс. таких машин. Вся проблема упирается в финансирование этого проекта. Пока ярославский комбайн получается чисто казенным. На будущий год в областном бюджете планируется заложить 70-100 млн. руб. на лизинговый фонд. Он будет заказывать комбайны и поставлять их в рассрочку сельхозпроизводителям, которые через какое-то время расплатятся с казной. Департамент АПК администрации Ярославской области надеется убедить и федеральные ведомства в необходимости дать деньги на серийное производство кормоуборочных комбайнов.
Ярославль