ГОВОРЯ о том, что все российские спецслужбы после терактов в США находятся в состоянии повышенной готовности, премьер-министр РФ Михаил Касьянов подчеркнул, что особенно это касается региона Северного Кавказа. И, конечно же, не случайно. Именно здесь Россия уже два года проводит контртеррористическую операцию, именно Кавказ и Каспийский регион могут стать местом обострения международной ситуации. Конечно, все будет зависеть от ответных действий США, которые сейчас развернут собственную контртеррористическую кампанию, а в том, что это будут решительные действия планетарного масштаба, наверное, уже никто не сомневается.
Тем не менее регионы Северного Кавказа пока не считают себя вовлеченными в некие глобальные события. Как и везде в России, здесь делали соответствующие заявления, проводили экстренные заседания и принимали повышенные меры безопасности. Никаких экстраординарных событий не произошло и в Чечне. Премьер-министр республики Станислав Ильясов сообщил, что все предприятия и организации работают в обычном режиме и какие-либо коррективы в работе администрации и правительства не проводились. Руководитель УВД МВД РФ Ахмет Дакаев в интервью Strane.ru отметил, что теракт против США может послужить кому-то "примером для подражания", поэтому весь личный состав УВД переведен на усиленный вариант несения службы. Кстати, за последние несколько дней такие меры предпринимаются уже второй раз. Милиция начала "разработку", направленную на предотвращение терактов, сразу после поступления сообщений из США, но никаких оперативных данных, которые можно было бы расценивать как тревожный сигнал, не поступало. Член Совета Федерации от Чечни Ахмар Завгаев, в свою очередь, назвал взрывы домов в Москве и Буйнакске, удары по Нью-Йорку и Вашингтону, вылазки в Македонии, Таджикистане и Киргизии звеньями одной цепи и поддержал идею создания единого антитеррористического центра под эгидой ООН.
Кстати, чеченские сепаратисты отреагировали на события в Америке, наверно, наиболее бурно. И это неудивительно, поскольку они понимают, про кого сразу все подумали после слов представителей Москвы о том, что Россия неоднократно призывала противостоять терроризму. После этих "мыслей" все сохраняли молчание, а первым "прорвало" заместителя начальника ГУВД далекой от Чечни Свердловской области Юрия Овчинникова, который не исключил причастности к терактам в США чеченских террористов. Спустя некоторое время, когда из Вашингтона уже поступили первые подтверждения того, что спецслужбы США склоняются к версии о причастности к удару по Америке Усамы бен Ладена, российские спецслужбы сделали более подготовленное и обоснованное заявление. По их данным, архивы, захваченные у чеченских боевиков, содержат прямые доказательства личного участия бен Ладена в поддержке террористов в Чечне. В частности, спецслужбами установлено, что Шамиль Басаев и Хаттаб регулярно координируют свои действия и планы с идейным вдохновителем "мирового джихада", а оплотом терроризма остается Афганистан, куда стекаются экстремисты со всего мира. По этим же сведениям, подготовка и переправка в Чечню наемников осуществляется по каналам международной исламской организации "Интернэшнл Исламик Релиф", йеменской террористической организации "Братья-мусульмане", движения "Хезболлах" и других организаций. Кроме того, уничтоженный в Чечне в июле этого года полевой командир Абу-Умар Мухаммед Ас-Сейф был лично знаком с бен Ладеном и сам инструктировал боевиков, организовавших теракты в Москве, Волгограде, Кавказских Минеральных Водах и Карачаево-Черкесии.
Но еще до всех этих заявлений, предвидя их содержание, источники чеченских сепаратистов активно и обильно распространяли свои заявления, которые, впрочем, также были вполне предсказуемы. В них говорится, что "чеченцы сами являются жертвой политики русского терроризма", "Америка - это единственная надежда чеченцев на будущее", а сами чеченцы "не совершили ни единого террористического акта против гражданского населения". В то же время примечательно, что источники сепаратистов заявили о непричастности к терактам Усамы бен Ладена.
Вообще получившие широкое распространение высказывания о том, что трагические события в США изменили весь мир, напрямую относятся и к лидерам чеченских боевиков. Это понимают и они, и российские политики. По крайней мере в Москве сейчас рассчитывают на значительное снижение влияния извне на события в Чечне, в том числе на прекращение поддержки боевиков из-за рубежа. Одновременно может снизиться давление на Россию со стороны Запада, не устающего призывать к переговорам с чеченскими силами сопротивления. Все это осознают и в стане сепаратистов, где события в США называют "ударом против нашей маленькой Чечни". Лидеры боевиков, говоря, что террор против мирных жителей "не в их ментальности", почему-то забывают о захвате больниц в Буденновске и Кизляре. Но в оценке сложившейся ситуации они объективно ничего хорошего для себя не видят, приводя, например, такие слова: "В самом деле, нельзя же склонять Запад к совместной борьбе с международным терроризмом, одновременно договариваясь о мире с чеченскими бандитами, которых финансируют из-за рубежа все те же мусульманские фанатики". Особенность создавшейся ситуации заключается и в том, что спецслужбы США, о провале которых в эти дни не говорил только ленивый, сейчас должны на деле доказать свою эффективность и "легендарность". Если их "контртеррористическая операция" приведет к установлению и наказанию террористов, то отсутствие "логического конца" второй чеченской кампании может быть, мягко говоря, неправильно понято российской общественностью, уже заметно уставшей от войны на Северном Кавказе.
Что касается реакции других регионов Юга России, то одним из первых прозвучало заявление губернатора Астраханской области Анатолия Гужвина, который отметил величайшую угрозу третьему тысячелетию - международный терроризм. У астраханцев, по его словам, еще не утихла боль от последствий взрыва 19 августа. Гужвин полностью поддержал позицию президента РФ Владимира Путина о необходимости борьбы с терроризмом усилиями всего мирового сообщества, решительно и жестко. Во Владикавказе, по сообщению корреспондента "НГ" Александра Нариева, под председательством президента Северной Осетии Александра Дзасохова прошло внеочередное заседание Совета общественной безопасности республики, тема которого - предотвращение возможных терактов. Руководство УФСБ по РСО-А и МВД республики получили специальные циркуляры по усилению систем и мер безопасности в регионе. В то же время аэропорт и железнодорожный вокзал работали в обычном режиме, но под жестким контролем правоохранительных структур. Начальник УФСБ Владимир Безуглый сказал корреспонденту "НГ": "Ничего подобного в истории человечества еще не было, хотя наша страна привлекала к этой проблеме внимание не только мирового сообщества, но и руководителей ведущих держав. Сейчас уже известны предложения о создании антитеррористического центра при ООН. Паники в республике нет. С министром внутренних дел мы в один голос докладывали, что данных о готовящихся терактах у нас нет, угрозы глобальных диверсий также нет".
Милрад Фатуллаев
ПОСКОЛЬКУ последствия атак террористов на американские города будут, безусловно, носить глобальный характер, особое внимание вызывает ключевой в геополитическом плане регион Юга России - Дагестан. Усиленные меры безопасности, предпринятые здесь, вызваны на самом деле не озабоченностью возможным продолжением трагических событий в Кавказском регионе, а являются скорее уже ставшей привычной реакцией местных правоохранительных органов на любые тяжкие преступления, имеющие хоть какой-то намек на терроризм или проявление религиозного экстремизма. Еще задолго до начала второй чеченской кампании, особенно с приходом нового министра внутренних дел Адильгерея Магомедтагирова, МВД республики находилось и сейчас находится на усиленном режиме, чередуясь с переходом на казарменное положение. Сами милиционеры в приватных беседах называют такую бдительность чрезмерной, поскольку это не совсем согласуется с законом.
Вполне понятно в такой ситуации приведение в полную готовность республиканского МЧС - сил гражданской обороны и горноспасателей. Дагестан уже накопил большой опыт в организации расчистки завалов, обнаружении и спасении погребенных под обломками людей, имеет соответствующее оборудование. Такую работу дагестанцам приходилось выполнять при взрывах жилых домов в Каспийске и Буйнакске.
Состоявшееся в среду в правительстве Дагестана совещание было посвящено текущим экономическим вопросам. Зато интересные результаты показал проведенный в республике выборочный опрос общественного мнения по событиям в США. Большинство респондентов, осудив бесчеловечные акты террористов, приведшие к гибели тысяч мирных граждан, тем не менее заметили, что Соединенные Штаты "сами повинны в случившемся". Трагедию опрошенные объясняют как логическое следствие "жандармского поведения" Вашингтона в мире и как естественную реакцию на действия американцев во Вьетнаме, Иране, Ираке, Югославии... "США стали жертвой собственных двойных стандартов, с которыми они подходили к террористам во всем мире: поддерживали косовских сепаратистов, принимали в Вашингтоне представителей Аслана Масхадова, но выступали против палестинских террористов, исламских организаций, поддерживаемых Тегераном, Дамаском, заигрывали с талибами, но враждовали с их нынешним министром обороны Усамой бен Ладеном" - комментирует события местная пресса.
Учитывая, что в терактах в основном усматривается "исламский след", муфтий Дагестана Ахмед Хаджи Абдулаев в своем заявлении призвал не отождествлять террористов с их религиозной принадлежностью, так как "это бросает тень на полтора миллиарда мусульман", проживающих в мире.
"Терроризм никоим образом не может быть соотнесен с исламом, напротив, совершивший подобное ставит себя вне рамок самого понятия "человек", - заметил глава Духовного управления. - День 11 сентября станет для нас еще одной трагической датой календаря. Ведь у нас в Дагестане не понаслышке знают о том, что такое терроризм, - всего несколько дней назад вспоминали очередную годовщину вторжения банд террористов в Дагестан, взрыв жилого дома в Буйнакске и теракт в отношении погибшего муфтия Дагестана Саидмухаммед-хаджи Абубакарова".