КУРЬЕЗНЫЙ, но многозначительный случай произошел в Усть-Куломском районе. Местная администрация приобрела для перевозки сельских школьников автомашину. А изыскать еще 15 тыс. руб. на оплату предусмотренных ГИБДД сборов не смогла. На выручку пришел сам глава Республики Коми Юрий Спиридонов, который выделил нужную сумму из резервного фонда. Но при этом попенял, что "местная власть и руководители так называемых МО не решают, а зачастую и не хотят решать вопросы, которые им положено решать по закону"┘
К теме закона и реальных возможностей руководителей на местах исполнять предписанные им обязанности мы еще вернемся. А сейчас хотелось бы обратить внимание на одну важную деталь. Всякий раз, когда Юрию Алексеевичу приходится упоминать муниципальные образования, основу местного самоуправления, он не скрывает ироничного к ним отношения. Ведь для него они всего лишь "так называемые", бутафорские, существующие лишь для видимости народовластия. Скепсис этот главы республиканской власти происходит из его глубокого убеждения в том, что "никакого местного самоуправления не существует в России".
Не берусь судить о ситуации в этой сфере в масштабах всей страны. А вот в Коми полноценного и независимого от государственной власти местного самоуправления действительно нет. И не может быть по вине прежде всего самого г-на Спиридонова. Долгие четыре года он всячески противился формированию этого важнейшего института демократии, гражданского общества. Первые выборы в местные органы самоуправления прошли в республике лишь в 1998 году. Но при этом ее глава добился того, чтобы все руководители местных администраций попали в полную от него зависимость. И что самое интересное, строго в соответствии с республиканским законодательством. Ведь оно наделяло г-на Спиридонова единоличным правом представлять кандидатуры на должность главы администрации муниципального образования.
"Закон, и только он, определяет новые правила новой жизни граждан", - изрек однажды Юрий Алексеевич. Понятно, что при этом он имеет в виду исключительно законы Республики Коми, ибо не устает повторять, что "наши лучше". Хотя целый ряд из них вступает в противоречие с федеральным законодательством, что побудило ветеранов местной журналистики в обращении, адресованном, в частности, полпреду президента в Северо-Западном федеральном округе Виктору Черкесову, с тревогой подчеркнуть, что "региональная элита постоянно противопоставляет себя центральной власти". Действительно, многие инициированные главой РК законодательные акты, вроде бы устанавливающие в духе времени "новые" правила, ведут к увековечению привычной для партийной номенклатуры старой жизни, когда колода "проверенных кадров" тасуется по принципу "не справился с баней - бросим на дом культуры". Это в полной мере относится и к Закону "О местном самоуправлении в РК", даже в несколько подправленном по требованию республиканского Верховного суда в конце прошлого года виде.
В последнее время, когда президент России Владимир Путин предпринимает шаги по укреплению федеральной вертикали власти и наведению порядка в системе регионального управления, прокуратура Республики Коми активизировала свои усилия по приведению местных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Так, по ее представлению высшая судебная инстанция республики уже признала недействующими и не подлежащими применению положения ст. 94 Конституции РК, определявшие структуру исполнительных органов местного самоуправления. Ее решением отменена ст. 27, которая уполномочивала главу республики, местных депутатов и иных лиц, что бы последнее ни значило, представлять кандидатов на должность главы администрации муниципальных образований. Недействующими признаны и отдельные статьи республиканского Закона "О местном самоуправлении", регламентирующие, в частности, условия и порядок избрания вышеозначенных руководителей.
Однако это еще не означает, что проблема окончательно решена. Известно, что провести на должность главы муниципального образования "своего" кандидата можно при помощи так называемого административного или финансового ресурса, которым глава республики, конечно же, располагает и весьма часто его задействует. Ведь большинство муниципальных образований в Коми являются дотационными, а г-н Спиридонов самолично распределяет между ними объемы финансирования и устанавливает размеры, как правило, минимальные, налоговых поступлений в бюджеты городов и районов.
Стоит ли при таких обстоятельствах удивляться, что власти Сыктывкара, дефицит бюджета которого на 1 июля прошлого года составил чуть ли не 30 млн. руб., охотно "уступают" часть своих полномочий органам исполнительной власти Республики Коми. Могут возразить, что такое положение записано в местном Законе "О статусе столицы РК". Однако и оно противоречит федеральному законодательству, однозначно зафиксировавшему, что "органы местного самоуправления самостоятельны в решении вопросов местного значения", а "осуществление местного самоуправления органами государственной власти и должностными лицами этих органов не допускается".
Для подлинной реализации права на самоуправление необходима активная позиция неравнодушной общественности республики. Весной этого года мы с коллегами по Государственному совету РК, представителями общественных организаций и научных кругов создали инициативную группу по подготовке референдума о порядке избрания глав администраций муниципальных образований республики. На обсуждение жителей Коми было предложено вынести всего лишь один вопрос - об избрании их на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании.
Как известно, глава республики идею непосредственного участия граждан в формировании органов местного самоуправления категорически не приемлет, и республиканский избирком вполне предсказуемо в регистрации нашей группы отказал. И таким образом был поставлен заслон намечавшемуся свободному волеизъявлению избирателей Коми. Поэтому у меня нет сомнений в том, что, пока правит г-н Спиридонов, нормального народовластия у нас не будет. Добиться восстановления нашего конституционного гражданского права нам оставляют шанс намеченные на декабрь выборы главы Республики Коми. Если они будут честными и законными.