ОТЧЕТЫ руководства исполнительной власти Коми о ее достижениях в социально-экономической сфере в прошлом году звучат так, что край впору называть Северным Кувейтом. Хотя, если сравнивать природные ресурсы, одной из богатейших арабских стран до нас далеко. Недра земли Коми, на 90% покрытой лесами, таят в себе чуть ли не всю таблицу Менделеева. Валовую ценность полезных ископаемых республики эксперты оценивают в 15 триллионов американских долларов. Однако это пока всего лишь 30% ее разведанных запасов.
Понятно, что освоение столь могучего потенциала открывает широчайшие перспективы для выполнения главной задачи республиканского правительства. Ее глава РК формулирует так: "Увеличить реальное благосостояние в каждой семье, уровень доходов населения республики, его покупательную способность". Если верить официальной статистике, республика под мудрым руководством Юрия Спиридонова уверенно движется к этой цели. Рост промышленного производства в 2000 г. составил 6,3%, реальные доходы населения увеличились на 13%.
Увы, как известно, даже самая убедительная цифирь на поверку оказывается весьма лукавой. Дело в том, что отсчет упомянутых показателей ведется с 1999 года, когда спад производства в промышленности Коми относительно базового периода, за который ученые нынче принимают 1990 г., приблизился к 42%. Другими словами, выпуск промышленной продукции в 2000 г. остался ниже базового уровня более чем на треть. По темпам роста производства в промышленности республика среди десяти регионов Северо-Запада прочно удерживает предпоследнее место.
Зафиксированное на бумаге повышение жизненного уровня в реальной действительности мои земляки практически не ощущают. Более того, в начале текущего года свыше 340 тыс. из них (почти треть населения Коми) оказались за чертой бедности. В бюджетной сфере даже с учетом повышения с 1 января оплаты труда оклады руководителей не дотягивают до прожиточного минимума, средний размер которого на первый квартал 2001 г. установлен на уровне 1588 руб. Что же говорить о школьном учителе, месячное содержание которому определено в 492 руб.? Или о санитарке больницы, вынужденной прозябать, иначе не скажешь, на 320 руб. в месяц?
Еще тяжелее положение тех, кто в результате почти массового закрытия предприятий лишился работы. А таких у нас в республике, только по официальным данным, почти 15% трудоспособного населения. По некоторым же категориям этот показатель перекрывается многократно. Женская безработица, например, в Сыктывкаре достигает 63%. Можно ли удивляться после этого тому факту, что, выражаясь бюрократическим стилем, степень удовлетворения нормативной потребности в продуктах питания на душу населения составляет всего лишь 58,5%┘ "Жизнь - это не сплошная сметана и сливки", - философически утешает граждан республики ее глава. Впрочем, они знают это по себе, еще страшнее - по своим детям.
Проведенные столичной санитарной службой проверки в детских садах Сыктывкара выявили, что потребность малышей в той самой сметане удовлетворяется на 6,6%, в молоке - на 37,5%, о сливках вспоминать не станем. Но нельзя не напомнить, что младенческая смертность в Коми в 4 раза выше, нежели в развитых странах. В общем, демографическая ситуация в республике приближается к катастрофической. За последние 5 лет численность жителей в республике уменьшилась на 59,4 тыс. человек. В первой половине 2000 г. уровень смертности превысил уровень рождаемости почти на 45%. Ученые бьют тревогу - идет процесс депопуляции или вымирания населения Коми.
В таких условиях победные реляции республиканского правительства о том, что впервые за многие годы консолидированный бюджет сведен без дефицита, вызывают у людей горькое недоумение. Почему, когда официальный Сыктывкар утверждает, что жизнь стала лучше, жить гражданам становится все тяжелее? Куда же идут деньги, которые в связи с прошлогодним стремительным ростом мировых цен на нефть ежедневно пополняли государственные доходы Коми? Людям очень трудно понять, по каким причинам правительство в проекте нового бюджета не смогло при подобных обстоятельствах изыскать ни копейки на обеспечение их дровами. И что вынудило его вместо 41 млн. руб., необходимых для материальной поддержки 34 тыс. пенсионеров, получающих минимальную пенсию, выделить лишь 1 млн.
Еще один пример. На питание в школах для социально незащищенных детей бюджетом отпущено 3 руб. 49 коп. в день на каждого. А ежедневные представительские расходы администрации главы республики определены в 23 287 руб. 67 коп. Вот в таком сравнении становятся ясными основные объекты внимания и заботы главы республики при расходовании бюджетных средств. Так, на содержание республиканских органов государственного управления ассигновано более 427 млн.
Но это не все. Есть еще статья "Прочие расходы на государственное управление", каковой они были поначалу предусмотрены в сумме чуть более 52 млн. руб. Однако Юрий Алексеевич скорректировал ее так, чтобы и на "прочие расходы" отпустить 95 млн. Подобное увеличение, однако, не предел щедрости. Статья бюджета "Расходы на капитальный ремонт административных зданий, приобретение оборудования для органов государственной власти и другие непредвиденные расходы" была исполнена в сумме 51,5 млн. руб., то есть с превышением первоначально намеченной суммы более чем в 4 раза! И тем не менее г-н Спиридонов добавляет на эти цели еще 5,2 млн. из резерва, которым распоряжается единолично.
Подобные примеры можно множить и множить. Но и без того понятно, почему в ходе проведенного в Коми учеными из Сыктывкара и Нижнего Новгорода социологического обследования более 55% опрошенных уверено заявили, что при другом руководстве "могли бы жить гораздо лучше". Трудно предположить, что г-н Спиридонов, бессменно и безраздельно правивший республикой в течение 12 лет и решивший переизбираться на третий срок, сумеет в оставшиеся до выборов три месяца хоть как-то изменить сложившееся о себе мнение избирателей.