Сложная ситуация в Республике Коми наблюдается практически во всем, начиная от условий жизни населения, значительная часть которого оказалась в нищете и на грани вымирания, и заканчивая скандальностью процесса распределения доходов в одной из самых богатых провинций России.
Несмотря на подчеркнутую лояльность Сыктывкара Москве, в Кремле и в Белом доме в один голос говорят, что нынешний глава республики Юрий Спиридонов потерял поддержку на федеральном уровне. А в качестве главной причины недовольства Центра называют кризис, который из Коми может перекинуться на соседние территории.
Столь негативная оценка политики руководства исполнительной власти Коми отнюдь не случайна. Республика является одной из основных топливно-сырьевых баз и важнейшим поставщиком топлива для Севера европейской части России. Здесь расположены богатейшие месторождения нефти, битума, природного газа и конденсата, угля и древесины. Согласно исследованиям общие запасы ископаемых составляют 170 млрд. тонн условного топлива. А потому для Москвы чрезвычайно важно, как пройдут назначенные на 16 декабря текущего года выборы главы Коми и в чьих руках окажутся ключи от энергетической кладовой страны.
Обеспокоенность Центра вызывает и динамика экономического развития республики. Так, экспертами Института социально-экономических и энергетических проблем Севера РАН ситуация в Коми характеризуется как "угрожающий кризис". В подтверждение своей точки зрения ученые приводят следующие данные: число убыточных предприятий превышает 60%, износ основных фондов в промышленности оценивается в 49%. При этом наблюдается резкое снижение собственных средств предприятий: с 88,5% - в 1990-м до 39% - в 2000-м. Глубокий спад отмечен и в инвестиционной сфере. Так, инвестиции в основной капитал в 1999 г. опустились до 12,8% валового регионального продукта (ВРП) при том, что пороговое значение для этого показателя составляет 25%. Неразвитость же финансового сектора Коми не может обеспечить необходимые тылы для инвестирования производственного сектора республики. Иностранные инвесторы не проявляют активности со времен дефолта. Зато процветают всякого рода внебюджетные фонды, возможность контроля которых со стороны федеральных властей сведена до минимума.
В отличие от многих других регионов России в Коми по-прежнему растут объемы взаимных неплатежей - благодатной почвы для финансовых манипуляций. До сих пор Центр не может разобраться с обоснованностью бюджетных ссуд и трансфертов для Коми и рациональностью их использования. Выделяемые средства весьма внушительны, учитывая территориальные надбавки и северный завоз. Но их круговорот остается загадкой для Минфина. Задолженность республики по целевым кредитам уже давно превысила 1 млрд. руб. В Белом доме утверждают, что злоупотребления перешли все мыслимые границы: манипуляции финансовыми потоками стали настолько откровенными, что центральная власть уже не может делать вид, что все идет по плану. Кроме того, неоднократно в правительстве говорилось о том, что сращивание власти, бизнеса и криминала в Коми стало просто вопиющим.
Вместе с тем почти треть населения республики живет за чертой бедности. В 2000 г. зафиксировано резкое снижение потребительских расходов. Особенно сильно упали доходы наименее обеспеченной части населения, в частности работников бюджетных организаций. Доля расходов на здравоохранение составляет всего 2,3% ВРП (по нормам Минздрава РФ, этот показатель должен быть не ниже 7%). В сфере образования расходы снизились до 3,1% ВРП (нижний порог здесь составляет 6%). Доля фонда заработной платы в структуре ВРП составляет всего 26%. А благодаря общепринятым в Коми натуральным расчетам идет активный процесс вывода наличных денег из обращения, из-за чего в республике образовался их дефицит. Уровень же "живых" денег во взаиморасчетах составляет менее 70%. Просроченная задолженность по зарплате зависла на уровне 1 млрд. руб. Что же касается безработицы, то она давно перешагнула общероссийские показатели и составляет почти 17%, а в некоторых районах и вовсе доходит до 20%. Между тем нормальной считается ситуация, когда уровень безработных не превышает 4% от экономически активного населения. Специалисты утверждают, что при сохранении столь тревожных симптомов социально-экономическая обстановка в республике вообще рискует выйти из-под контроля, и Коми вполне может превратиться в очаг кризиса, стать эпицентром нестабильности для всех своих соседей. А как известно, из-за эффекта "домино" кризис может прокатиться по всей стране. Ведь Коми - топливная и лесная база России.
Оппоненты столь негативного подхода к оценке экономической ситуации в республике утверждают, что дела в ней не так уж плохи: в 2000 г. зафиксирован рост абсолютных показателей ВРП, чистого экспорта (на 10%) и межрегионального обмена (на 42,8%). Однако на самом деле движущей силой этого роста стало стабильное увеличение спроса на энергоносители на внешнем рынке и благоприятная мировая конъюнктура. В этом и состоит ловушка - сырьевая ориентация и слабая диверсификация производства ставит экономику республики в слишком сильную зависимость от колебаний конъюнктуры на мировом рынке. Любое снижение цен на энергоносители может вызвать в Коми масштабный кризис, выбраться собственными силами из которого республика уже не сможет. Надо учитывать и то, что неплохую динамику демонстрируют лишь усредненные цифры. В отдельных же районах Коми по-прежнему отмечен сильный спад, который составляет 60, а местами и 90%.
Считается, что лучше всего определить экономическую ситуацию можно лишь по двум показателям - уровню рождаемости и темпам строительства жилья. Эти данные гораздо красноречивее говорят о реальной ситуации, чем все макроэкономические параметры вместе взятые. Здесь Коми находится в последних строчках рейтинга российских регионов. Так, демографическая ситуация характеризуется депопуляцией, проще говоря, вымиранием населения. За 1990-2000 гг. убыль населения здесь превысила 130 тыс. человек, то есть примерно 10% от общего количества жителей. Причем в 2000-м критичность демографической ситуации побила все рекорды - в отдельные месяцы превышение смертности над рождаемостью составляло почти 45%, а в сельской местности - и вовсе вдвое. Результатом стал массовый отток населения в более благополучные регионы страны. Только в прошлом году Коми покинули более 7 тыс. человек. Впрочем, одной из главных причин этой "внутренней эмиграции" стал квартирный вопрос: показатели жилищного строительства за годы реформ упали до 2,5% от уровня 1990 г.
Одновременно с этими галопирующими темпами растет преступность. В какой-то степени этому способствуют и объективные причины - в Коми расположено большое количество лагерей и тюрем. Многие бывшие заключенные оседают на прилегающих территориях, и, как правило, рецидивы преступной деятельности не заставляют себя ждать. Статистика свидетельствует: если в 1990 г. количество зарегистрированных преступлений в Коми составляло немногим более 17 тыс., то по итогам 2000-го их было уже 23 852. Причем, как отмечают сводки МВД, за последние годы увеличился удельный вес преступности экономической направленности.
Понятно, что экономический потенциал региона не может не провоцировать борьбы за сферы влияния хотя бы потому, что пока ресурсы богатейшей российской республики используются лишь на благо ограниченного круга лиц. Поэтому аналитики предсказывают, что предстоящие выборы главы Республики Коми могут стать одними из самых жарких в стране - слишком уж большие ресурсы будут поставлены на карту. И те, кто сейчас обладает реальной властью в республике, вряд ли захотят с ней добровольно расстаться.