0
1067
Газета Регионы России Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Убойная сила

Тэги: хохлов, шаповалов, нарушители, суд


ЕСЛИ раньше Владимир Хохлов и Александр Шаповалов привычно препровождали нарушителей и преступников в камеры предварительного заключения, то теперь их самих вчерашние сослуживцы исправно доставляют в один из залов Ленинградского областного суда, заводят в железную клеть со скамьей подсудимых и только потом через решетку снимают наручники. Звучит уже привычное: "Встать, суд идет!", и начинается очередное заседание суда по обвинению двух милиционеров в убийстве своего коллеги. Процесс обещает быть долгим, поскольку действия подсудимых не поддаются человеческому рассудку. Были бы они рецидивистами, кончеными бандитами, возможно, суду было легче определиться с ними, но до того рокового дня они оставались совершенно предсказуемыми и полноценными членами общества, имеющими семьи, воспитывающими детей. 29-летний сержант Шаповалов был награжден знаком "Отличник милиции", 37-летний старшина Хохлов тоже имел массу поощрений по службе. И биографии у них в основном схожи. Оба в органах - не новички, отслужили по 8-10 лет. Шаповалов пришел в милицию после службы во внутренних войсках, Хохлов тоже, честно отслужив в армии, подал рапорт о приеме на службу в МВД.

* * *

День 18 декабря, когда они заступили на дневное дежурство в линейном пикете милиции железнодорожной станции Сосново на Приозерском направлении Октябрьской ж.д., начался как-то по-дурацки. Выходной день, вокзальчик небольшого поселка пуст. Раз в два часа пройдет электричка - и все снова впадает в зимнюю спячку. Теперь трудно сказать, кто из них первым предложил "взбодриться". Пошарили по карманам, решили обойтись "брынцаловкой". Так в народе прозвали лекарственное средство - настойку боярышника на спирту крепостью в 70 градусов. Пузырек за пузырьком, между ними еще какая-то выпивка - словом, под конец дежурства и старшина, и сержант, говоря протокольным языком, "пребывали в состоянии пьяного безобразия".

В этот неподходящий момент к ним в пикет и зашел знакомый милиционер - водитель Учебного центра Санкт-Петербургского университета МВД 34-летний Павел Сергеев. Он был не за рулем, а заскочил, чтобы позвонить куда-то. Пьяные товарищи предложили Сергееву выпить, он не отказался, потом завязался пьяный разговор, перешедший сначала в спор, а потом и в потасовку. За все время пребывания в следственном изоляторе обвиняемые так и не смогли вспомнить, из-за чего вышла ссора. "Кажется, он в чем-то с нами не соглашался", - скажет в суде Шаповалов, а Хохлов и вовсе промолчит, сославшись на то, что был пьян и ничего не помнит. Но тогда кровь вперемешку с "брынцаловкой" так взбурлила в жилах обиженных непониманием милиционеров, что они кинулись душить Сергеева электрическим проводом. Когда же поняли, что он еще жив, нанесли ему три удара ножом - два в грудь и один в шею. Лишь поняв, что их коллега мертв, приятели перевели дух и вопросительно посмотрели друг на друга┘

А дальше началась "большая работа". Шаповалов принес из дома полиэтиленовые пакеты и мешки, откуда-то появился топор, и мясники взялись за дело. Глухие удары разносились по пустому вокзальчику, и случись рядом любопытный обыватель, который бы заглянул в окошко пикета, от увиденного он наверняка бы лишился рассудка.

Под покровом ночи, обвешанные сумками, они перетащили изрубленное на куски тело в домашнюю котельную Шаповалова. Кочегарка с топкой индивидуального отопления находилась под частным домом, поэтому жена и дети Шаповалова, спавшие крепким сном, даже не услышали никакой возни. А тем временем в огненное жерло бытовой печи, ставшей на время крематорием, один за другим летели пакеты с человеческой плотью┘ Когда дело было сделано, милиционеры вернулись в милицейский пикет, напоминавший в тот момент пункт забоя животных. Вокзал, как и положено, был пуст, поскольку электрички уже не ходили, поселок тоже мирно спал, и только двое приятелей все драили пол, стены, мебель, чтобы нигде ни единой капельки крови┘ После этого еще вернулись в котельную, выгребли остывшую золу и вынесли ее на огород.

Наутро сразу трое милиционеров не вышли на дежурство. Жена убитого Сергеева подала заявление в розыск, написав, что ее муж отлучился вчера, чтобы куда-то позвонить, но так и не вернулся. С большим опозданием на работу пришел Хохлов, сказал, что плохо себя чувствует, и, отпросившись у начальства, уехал в город. Последним явился Шаповалов. На нем не было лица. Он прошел в кабинет к начальнику и заявил о явке с повинной, после чего взял бумагу и стал в деталях описывать весь кошмар происшедшего.

В ходе расследования уголовного дела Шаповалов активно помогал следствию, указывая, где, что и как происходило. В линейном пункте милиции в щелях пола и за плинтусами действительно была найдена кровь, а на приусадебном участке в золе, которой, по сути, был удобрен огород, - фрагменты человеческих костей. Экспертиза показала, что и кровь, и кости принадлежали убитому Сергееву. Через некоторое время следствие по делу было окончено и дело направлено в суд.

Шаповалов и в суде признает свою вину, что же касается Хохлова, то он воспользовался 51-й статьей Конституции, дающей ему право не показывать против себя. Он сказал единственное: что был сильно пьян, валялся в пикете "в отрубе" и ничего не помнит.

Обоим милиционерам (теперь уже бывшим) предъявлено обвинение в совершении особо тяжкого преступления - ст. 105, ч. 2, п. "б" (убийство при исполнении служебных обязанностей). Вторая статья, инкриминируемая им, - глумление над трупом.

* * *

Впору бы ставить точку под этой историей, но не дает покоя мысль о том, что наша милиция в последние годы едва ли не превзошла по криминальному шлейфу, тянущемуся за ней, преступный мир. Малейшее несогласие со стражем порядка - и его рука тянется к дубинке, а того хуже - к оружию. Еще более мрачное веяние времени: похоже, питерская милиция ударными темпами спивается. Один мой знакомый - прокурорский работник - говорил мне, что ночью едва ли не в каждом отделении милиции можно застать на дежурстве пьяных сотрудников милиции. Это сплошь и рядом видно и из городской хроники происшествий. Вот сравнительно свежие примеры.

Сотрудник отдельной роты Патрульно-постовой службы милиции Красносельского РУВД Петербурга 30-летний Максим Светлых у дома # 6 по Оборонной улице открыл стрельбу в упор по Александру Матвееву, шоферу-частнику, подвозившему в стельку пьяного милиционера. Потерпевший доставлен в больницу со сквозными огнестрельными ранениями и повреждением артерии. Светлых же, протрезвев, пришел в ужас от того, что натворил.

На Большой Пороховской улице, что на Охте, сильно пьяный инспектор ГИБДД, будучи в милицейской форме, палил из охотничьего карабина "Сайга" по окнам второго этажа дома # 46. Свои действия он объяснил позже тем, что его раздражал лай собаки, доносившийся из этой квартиры. К счастью, обошлось без пострадавших, хотя выстрелами повреждена балконная дверь, пробито насквозь оконное стекло.

В Приморском районе города, на Долгоозерной улице, утром в рюмочную, работающую при магазине, вошел милиционер и купил себе стакан водки. Выпив содержимое стакана, он достал пистолет и стал угрожать посетителям магазина. По сработавшей тревожной сигнализации на место прибыл наряд вневедомственной охраны. Нарушитель оказал коллегам сопротивление, несколько раз выстрелив в их сторону из пистолета Макарова.

Когда же он понял, что полностью блокирован, выстрелил себе в голову из табельного пистолета. Погибший, 25-летний младший сержант милиции, был сотрудником отдела вневедомственной охраны Невского РУВД, по службе характеризовался положительно.

Таких примеров можно привести немало. Однако еще чаще стали происходить самоубийства в милицейской среде. О чем все это говорит? Очевидно, о том, что с психикой наших милиционеров, особенно рядового состава, что-то происходит.

"Вихри", "Антитерроры", дежурства по усиленным схемам, командировки в Чечню┘ И все это при нищенской зарплате, проблемах с жильем, бытом и пр. При всем том они каждый день имеют дело с преступным миром, со всеми человеческими пороками. Чем снять стресс после дежурства, полного кошмаров? Стаканом водки. Ведь мы еще не дожили до создания в силовых структурах Центров психологический разгрузки, пока далеки органы правопорядка и от церкви. Душевное состояние служивого во внимание как-то не принимается. А коли так, то водка и дальше будет продолжать оставаться их духовным пастырем, вот только после иных возлияний приходится просыпаться и приходить в ужас от того, что ты натворил.

Санкт-Петербург

P.S. В Санкт-Петербурге очередной милицейский форс-мажор, замешанный на пьянке. Предрассветным утром 1 сентября (около 4 часов) в пикет станции метро "Политехническая" к дежурившему там сотруднику УВД метрополитена Эдуарду Осипенко пришел его давнишний приятель Евгений Панков. Выпили за встречу, ну а дальше начались пьяные разборки┘ Итог: через некоторое время в пикет был сделан вызов "Скорой помощи". Бригада медиков застала Панкова с простреленной головой, но подающим признаки жизни. В состоянии комы пострадавшего увезли в реанимацию больницы Святой Елизаветы. Его состояние столь тяжелое, что прогнозы врачей не вселяют оптимизма.

Как рассказал корреспонденту "НГ" старший помощник прокурора города Геннадий Рябов, подозреваемый Осипенко не отрицает факта распития спиртных напитков в служебном помещении во время несения дежурства. В течение ближайших недель будут произведены необходимые следственные действия и экспертизы по данному инциденту.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1936
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3961
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2997
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2454

Другие новости