Продолжает развиваться интрига вокруг идеи переименования города Волгограда в Сталинград. Эта интрига уже вышла далеко за пределы Волгоградской области и грозит в ближайшее время превратиться в "информационный повод" федерального значения.
Напомним, что стремление вернуть городу-герою на Волге имя Сталина возникало в Волгограде в последнее десятилетие регулярно. Идея переименования относится к разряду заезженных политических пластинок, которую периодически вытаскивают те или иные политические силы в регионе при наступлении "кризиса жанра". Когда так называемым политическим деятелям местного розлива нечего было предложить избирателям, они начинали предлагать Сталинград. Сначала "возвращением в Сталинград" были озабочены маргинальные, периферийные политические организации вроде "новых большевиков" из ВКПб и РКРП. Однако эта идея не помогла карликовым левым партиям обрести желанную массовость.
Затем "за Сталина" начали "воевать" вполне респектабельные функционеры Волгоградского обкома КПРФ, понявшие практическую "пиаровскую" выгоду от идеи переименования. Наряду с традиционным весенним празднованием очередного недоверия правительству и осеннего торжества единения с профсоюзами, волгоградские коммунисты активно педалировали каждый февраль и май (день разгрома немцев в "Сталинградском котле" и День Победы) тему "города-героя Сталинграда". Эта тема в отличие от первых двух не добавляла КПРФ сторонников, но зато позволяла удерживать в отмобилизованном состоянии ветеранские организации и самым беспардонным образом эксплуатировать память о Великой Отечественной войне в сугубо утилитарных целях борьбы за власть.
Впрочем, в истории "борьбы за Сталинград" не обходилось и без курьезов. В середине 90-х идею переименования Волгограда в "город Сталина" поддержала секта "космических коммунистов" - активистов из так называемой партии коммунистов "Единение Всеволод". Один из лидеров этой "партии" Михаил Ботнарь в разговоре с корреспондентом "НГ" очень настойчиво доказывал, что настоящими именами Волгограда являются "Сталинград" и "Ленинград" (по партийным прозвищам двух большевистских вождей, священных для "космических коммунистов"). Однако г-ну Ботнарю не суждено было дождаться желанного переименования в рядах родной партии поистине нового типа. Два года назад он был осужден на 8 лет тюрьмы за убийство своей супруги (кстати, тоже "космической коммунистки"), попытавшейся развестись с "вождем" и поделить совместно нажитое имущество┘
Тем не менее спустя некоторое время идеи "космонавта" Ботнаря и функционеров обкома КПРФ начали все больше овладевать начальственными массами. В борьбу за переименование Волгограда помимо маргиналов стали активно включаться "системные политики". Новый раунд "Сталинградской битвы" начали в конце июня 2001 г. депутаты Волгоградской областной Думы (в большинстве своем - члены КПРФ), обратившиеся к президенту Владимиру Путину с предложением "своими указами создать правовое поле, необходимое для возвращения городу Волгограду наименования Сталинград и Волгоградской области - Сталинградская область". Затем в начале августа в Нальчике на совещании руководителей субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ, волгоградский губернатор коммунист Николай Максюта также заявил о необходимости переименовать Волгоград - в связи с наступающим 60-летием Сталинградской битвы. Это уже было серьезно. Губернатор - это не какие-нибудь "космические коммунисты" или полторы калеки из "ультралевых" большевиков. И хотя Максюта потом поправился: дескать, это заявление я сделал не как губернатор, а как гражданин, и все решит население на референдуме - слово вылетело.
Вслед за словом поползли слухи: волгоградский губернатор "отгражданился" за Сталинград не просто сам по себе, а в русле некой далеко идущей политико-пропагандистской схемы. И что никакого референдума не будет: все решат начальники в Москве. Николай Максюта и мэр Волгограда Юрий Чехов в конце августа повидались друг с другом и, по версии волгоградских журналистов, обсуждали в том числе и проблему переименования города-героя на Волге. Один из еженедельников даже предположил, что в ближайшее время г-н Максюта представит в правительство РФ документы, необходимые для "прямого" (минуя референдум) переименования Волгограда в Сталинград.
И это - переименование в обход народа - вполне возможно, потому что, по данным социологических опросов волгоградцев, никакое изменение названия города на референдуме не пройдет. Сотрудники волгоградского Института экономических и социальных исследований 21-29 августа провели опрос 600 жителей города-героя на Волге на тему "Общественное мнение и идея переименования Волгограда". Согласно результатам опроса, 40,2% волгоградцев высказались категорически против переименования родного города. Еще 26,5% сказали, что "скорее против" переименования проголосуют на референдуме. Таким образом, больше половины волгоградцев (66,7% опрошенных) намерены проголосовать на референдуме за сохранение нынешнего названия города Волгограда. Полностью поддержали идею возвращения к названию "Сталинград" лишь 15,2% респондентов.
Тем не менее непопулярный губернатор (на последних выборах главы обладминистрации Максюта занял в городе Волгограде лишь второе место) продолжает проталкивать непопулярную среди горожан идею. Ему активно помогают структуры обкома КПРФ, которые ведут сбор подписей на улицах Волгограда за переименование. Источники в обладминистрации сообщают, что активность губернаторской команды и депутатского корпуса связана не только с соответствующим указанием со стороны лидера местных коммунистов Алевтины Апариной, но и в связи с благожелательным отношением аппарата полпреда президента РФ в ЮФО генерала Казанцева и якобы самого президента Путина. По информации источника "НГ" в администрации Николая Максюты, российский президент в ответ на идею переименования Волгограда в Сталинград якобы заявил, что "пусть волгоградцы выдвинут инициативу, а мы поддержим". Тот же источник утверждает, что Путин заинтересован в "возвращении Сталинграда", поскольку это укрепит его позиции среди ветеранского корпуса - одной из наиболее активных и дисциплинированных электоральных групп, а также подтвердит образ "державника" и охранителя советских ценностей, что также весьма и весьма "электорабельно" по нынешним временам.
Если это так, то становится понятной поистине беспрецедентная информационно-пропагандистская кампания вокруг идеи "возвращения в Сталинград". Беспрецедентная и по масштабу, и по составу участников. Однако есть серьезные сомнения по поводу того, что российскому президенту позволят снять политические сливки со Сталинграда, если таковое название все же закрепится на нашей географической карте. Коммунистическая PR-машина ведет достаточно мудрую двойную игру. С одной стороны - губернатор и депутаты от КПРФ призывают президента РФ присоединиться к их (выделено мной. - А.С.) инициативе и применить свой административный ресурс для волевого решения по переименованию города на Волге. С другой - как только переименование состоится, г-на Путина аккуратно "задвинут" и объяснят ветеранскому народу, кому он обязан "сталинградским" подарком. Собственно, объяснение уже идет. В своей очередной замечательной передовице в газете "Завтра" (# 34) Александр Проханов, сравнивая ВВП с "Девочкой на шаре" с картины Пикассо, предсказывает: "Чтобы девочке-Путину удержаться на шаре, ей придется сделать шаг "влево". Например, переименовать Волгоград в Сталинград и (вот здесь самое главное! - А.С.) при этом под отвлекающие громы салютов передать Дерипаске остатки госсобственности". Или, другими словами: понятно вам теперь, товарищи ветераны, для чего Путин присоединился к нашей инициативе? Чтобы под "сталинградский" шумок (нами же организованный) доконать страну. Какой вывод? Правильно. Ветераны как один - под красные знамена, президент - вязнет в им же сооруженном "Сталинградском котле". Все красиво, просто и понятно.
Впрочем, очевидно, что при любых результатах "именинной" гонки волгоградское общественное мнение не останется равнодушным к ее итогам. Некоторые казачьи организации, по имеющейся информации, намерены начать агитацию за переименование Волгограда в Царицын и за возвращение улицам города дореволюционных названий. Очевидно также, что найдется немало желающих (см. результаты социологического опроса) "побузить", но уже за Волгоград. Среди сталинистов также хватает людей с фантазией. Один из молодых собеседников корреспондента "НГ", студент волгоградского вуза, заметил, что "Сталинград - это только начало. Мы потом потребуем и прах Сталина захоронить на Мамаевом кургане┘" В общем, нет предела человеческой мудрости. На этом фоне просто образцом конструктивизма и реализма выглядит позиция председателя благотворительного фонда помощи ветеранам войны "Комитет "Сталинград" Игоря Тушканова, который в своем заявлении предложил не трогать нынешнее название города и удовлетворить пожелания левых и ветеранских организаций переименованием Центрального района Волгограда в Сталинградский район. А чтобы и казакам не было обидно, переименовать Ворошиловский район города-героя - в Царицынский. Таким образом, и историческая память сохранена, и деньги сэкономлены, и каждый живет, где он хочет - в Царицыне, Сталинграде или Волгограде.
С ним, конечно, вряд ли согласятся губернатор и депутаты областной Думы. Ведь переименование города - это не просто идеологическая акция, не только мобилизация своих сторонников, не только работа на авторитет и популярность Коммунистической партии РФ. Переименование города и области - это большие деньги. Деньги, которые можно потребовать от федерального Центра и которые можно потратить не только на переименование, но и на иные нужды. Ведь Сталинград - это столица Великой Отечественной войны. А война все спишет.
Волгоград