НЕ ПЕРВЫЙ день общественность самого западного города России - Калининграда следит за событиями, которые разворачиваются на местном целлюлозно-бумажном комбинате "Цепрусс". Дело в том, что комбинат вдруг попал под перекрестный огонь со стороны англоговорящих представителей организации "Гринпис". На ошеломленных сотрудников целлюлозно-бумажного предприятия в одночасье обрушился шквал спецэффектов опытных пикетчиков. Организованная без уведомления местных властей - а потому и незаконная - акция производила впечатление мощным визуальным рядом - тут было все: яркая экипировка участников, плакаты, противогазы, моторные лодки.
Итогом визита непрошеных гостей на целлюлозно-бумажное предприятие стало письмо, которое директор Российского отделения международной организации "Совет Гринпис" Иван Блоков вручил руководству "Цепрусса": "Нам стало известно, что ваше предприятие планирует перейти на технологию полной бесхлорной отбелки (ТСF). Такая технология должна привести к прекращению сбросов стойких органических соединений. Подобное решение представляет интерес как для потребителей целлюлозы, так и для средств массовой информации". Цинизм ситуации заключался в том, что к письму российским гринписовцем был приложен и... "возможный вариант ответа". В нем от имени ЗАО СП "Цепрусс" говорится, что предприятие якобы "планирует в относительно короткий срок перейти на технологию ТСF", в то время как на самом деле вкладывает средства совсем в другую технологию. Иван Блоков сделал многозначительное пояснение:
- Если я не получу такого документа, то как буду выглядеть в глазах моих европейских партнеров?
Конфиденциальность сделки господин Блоков обещал. Но уже на следующий день "борцы за экологию" удивили обывателя снова: конфиденциальность предложенной ими сделки ими же и была нарушена: акция с требованием немедленно перейти на новую технологию отбелки целлюлозы была широко освещена многими средствами массовой информации и даже оказалась на сайте в интернете. Там, конечно же, не говорилось о том, что "Гринпис" выворачивает руки "Цепруссу", лоббируя технологию ТСF. Говорилось, что, мол, целлюлозно-бумажный комбинат сбрасывает в местную реку Преголю опасные токсичные отходы, которые загрязняют окружающую среду, а попадая в организм человека, могут вызвать расстройство иммунной и репродуктивной систем и привести к онкологическим заболеваниям... Далее рассказывалось о том, как храбрые гринписовцы перекрыли сброс сточных вод "с одного из самых опасных комбинатов Балтийского региона". Но это было откровенным враньем: "зеленые" перекрыли обыкновенный городской фекальный ручей, который никакого отношения к "Цепруссу" не имел.
О несправедливости пикетного наезда на "Цепрусс" свидетельствуют природоохранные меры предприятия. 15 млн. долл. собственных средств потратил на эти цели бывший ЦБЗ-2, ставший 8 лет назад акционерным обществом и получивший наконец возможность тратить заработанные деньги по своему усмотрению. В сжатые сроки был проведен комплекс мероприятий, который позволил снизить выбросы в атмосферу в 15 раз, сбросы в водоем - в 2 раза. Много лет "Цепрусс" работает в соответствии с решениями Хельсинкской комиссии по охране вод Балтийского моря - самой авторитетной международной организации, созданной странами Балтийского региона для контроля за состоянием моря. Эта комиссия не только законодатель в данной области, но и своего рода институт экологической власти в регионе. Она давно признала работу "Цепрусса" удовлетворительной и одобрила перспективный план работы предприятия.
"Цепрусс", исполняя экологические требования к технологии производства, 6 лет назад имел неосторожность заключить контракт со шведской фирмой "Эка Кемикалз" на проведение производственных испытаний по уже упомянутой технологии ТСF. Но, увы, продукт, произведенный "Цепруссом" по схеме "Эки", вышел низкого качества. Любви и дружбы не получилось.
Но "Цепрусс" продолжил борьбу за экологически чистое производство. В 2000 г. австрийская фирма "Ленцинг-Техник" разработала для АО "Цепрусс" концепцию бессточной промывной станции (технология ЕСF). Выполненные австрийцами расчеты экологического эффекта предложенной концепции обнадежили: водопотребление и сброс загрязняющих веществ со стоками должны снизиться не менее чем в два раза. Сточные воды этой отбеливающей установки не содержат токсичных и биоаккумулирующих веществ.
Но тут на авансцену вдруг вышло еще одно лицо - а именно калининградская организация "Экозащита". Остается лишь гадать, насколько интересы проигравшей шведской фирмы могли повлиять или не повлиять на поведение этой местной экологической организации. Одно дело - неоднозначно зарекомендовавший себя во всем мире "Гринпис", на этот раз выступающий в качестве "экикемикалзовской" дубинки. Другое дело - "Экозащита", вдруг осчастливившая редакции местных газет факсами о "неприкасаемых целлюлозных королях". Ко всему прочему "Экозащита" вдруг обвинила "Цепрусс" во всех смертных грехах, а заодно потребовала "прекратить отравлять сотни тысяч жителей Калининградской области и миллионы жителей региона Балтийского моря". Сотрудники "Экозащиты" явились на целлюлозно-бумажное предприятие с докладом исследовательской лаборатории "Гринпис" на английском языке. Доклад на "Цепруссе" перевели и не поверили своим глазам. В докладе сказано: "Образцы сточных вод не содержали каких-либо из подвергнутых анализу металлов в концентрациях, превышающих те, которые обычно содержатся в незараженных пресных водах. Аналогично сточная вода из канала на северной границе завода, которая ведет к руслу реки Преголя, не содержала каких-либо металлов в превышающих концентрациях".
Мониторинг по содержанию диоксинов в стоках, осадках и готовой продукции завода проводится полные 12 лет. По мнению независимых немецких специалистов, исследованные пробы еще калининградского ЦБЗ-2 показывали, что содержание диоксинов находится в пределах безопасного уровня концентраций. Далее, в соответствии с решением Хельсинкской комиссии по охране вод Балтийского моря, Федеральное министерство окружающей среды Германии и государственное Агентство исследований воды земли Бавария провели исследования содержания диоксинов в сточных водах и осадках целлюлозно-бумажных предприятий, расположенных в бассейне Балтийского моря. Так вот, в отчете зафиксировано, что содержание указанных вредных веществ находится "ниже предела обнаружения".
Калининград