ПОСТКОНФЛИКТНЫЕ отношения между Республикой Северная Осетия-Алания и Республикой Ингушетия все еще оказывают непосредственное влияние на политическую стабильность в регионе. После относительно мирного разрешения конфликта с завозом 10 жилых вагонов в селение Ир Пригородного района на границе двух республик была спланирована и проведена еще одна провокация. 4 сентября 2001 года примерно в 18 часов на территории, прилегающей к Республике Ингушетия, примерно в 2 км от поста МВД РСО-Алания был осуществлен подрыв пассажирского автобуса, следовавшего в населенные пункты Пригородного района - места проживания ингушей - граждан Северной Осетии. В результате взрыва заложенного в автобус радиоуправляемого взрывного устройства легкие ранения получили три женщины. Всего в автобусе находилось около 50 репатриантов-ингушей.
Утром того же дня недалеко от административной границы - на улице Жданова селения Чермен сотрудники Комитета по делам беженцев РСО-А встречались с бывшими жителями этой улицы, жившими здесь до конфликта осени 1992 года. В это же время вице-премьер правительства РСО-А Урузмаг Огоев проводил специальное совещание по проблемам беженцев и вынужденных переселенцев. И.о. председателя комитета по делам беженцев Венера Гацалова была приглашена на обе встречи. В Чермен она приехала во второй раз. "К сожалению, - сказала Гацалова корреспонденту "НГ", - в отношениях между двумя республиками по-прежнему царит напряженность. И наиболее явственно негативное влияние неурегулированных проблем осетино-ингушского конфликта проявляется при решении вопросов заселения вынужденных переселенцев в населенные пункты с совместным проживанием осетин и ингушей. Правительство Ингушетии пытается игнорировать последние договоренности и утвержденные обеими сторонами планы совместных действий. Особенно это касается "Модульного механизма", утвержденного и согласованного 20 февраля этого года правительствами обеих республик и спецпредставительством президента РФ по вопросам урегулирования осетино-ингушского конфликта. Прежде всего я имею в виду селения Ир и Чермен".
Селение Чермен первым пострадало во время осетино-ингушского конфликта, здесь было больше всего человеческих жертв. Так, на улице Жданова из 12 мужчин во время трагедии 1992 года погибли 11. В живых остался инвалид Великой Отечественной войны Алихан Дудиев. Именно поэтому вопрос возвращения ингушских беженцев очень тяжело решать с жителями этой улицы. "Какими аргументами, например, убедить Ирину Асламурзаеву, у которой погиб муж? - говорит первый заместитель главы администрации Пригородного района Николай Кабисов. - Этот вопрос сегодня будет очень трудно решить даже нашим старейшинам - авторитетным представителям нации. Черменцы, проживающие на улице Жданова, говорят, что уйдут из села, если пройдет заселение ингушей".
По данным администрации Пригородного района, в октябре 1992 года в районе проживало 3405 ингушских семей, или 19 259 человек. По состоянию на 1 августа 2001 года в районе проживает 2915 ингушских семей, или 16 549 человек. Это 85% от общего числа проживавших здесь до конфликта 1992 года ингушей. Эти цифры, по словам Кабисова, сверены и уточнены в аппарате спецпредставителя президента РФ. По этим же данным, в Чермен возвратилось больше всего ингушских семей. В 1992 году в селе проживали 4011 человек, а сейчас - 5239 ингушей, то есть на 1228 человек больше. В селе даже работает ингушская школа. "Процесс возвращения беженцев активно осуществляется в селах Камбилеевка, Куртат, Дачное, Донгарон, Тарское, - поясняет Гацалова. - Публикации в ингушских СМИ о том, что на территории Осетии проживает всего лишь 20% беженцев-ингушей, мягко говоря, не соответствуют действительности".
Еще один вопрос вызывает серьезную озабоченность у руководства Пригородного района. По имеющейся информации, высшие должностные лица Ингушетии приняли решение о ликвидации временных построек, в которых проживали вынужденные переселенцы ингушской национальности. Часть из них уже насильственно перемещена в поселок Майский Пригородного района. Все это сопровождается активным обсуждением темы территориального передела. Президент Ингушетии Руслан Аушев 19 марта 2001 года на съезде ингушского народа поставил задачу "вернуть в 2001 году депортированных". "Все эти действия не имеют ничего общего с принципом добровольности при осуществлении возвращения беженцев в места их прежнего проживания. Сегодня необходимо прекратить какие бы то ни было политические интриги", - продолжает Гацалова.
По данным Комитета по делам беженцев РСО-А, в республике уже проживает более 28 тысяч ингушей. Для них в населенных пунктах Пригородного района создаются рабочие места. Здесь работает совхоз "Россия", консервный завод "Черменский", крупное тарное предприятие. В селении Тарском открыты три карьера. "Ингуши работают в милиции, амбулаториях, на почте. Более того, один из заместителей главы Пригородного района - ингуш. Уровень обеспеченности рабочими местами для них находится такой же, что и для представителей других национальностей, - говорит Кабисов. - Посмотрите на село Дачное. Там живут практически только ингуши. Только в трех пятиэтажках живут беженцы осетины из Грузии. Обустройство беженцев ингушей и вынужденных переселенцев осетин ведется на совершенно разных уровнях. Есть факты, когда осетины живут в тамбуре животноводческой фермы. А семья одной женщины-беженки обустроилась в бывшем общественном туалете. Мы, имея массу проблем с беженцами из Грузии, тем не менее решаем проблемы беженцев ингушей. Не зря один федеральный чиновник - бывший министр сказал, что при всей сложности ситуации впервые в истории было сделано то, что сегодня не удается сделать ни в одной стране, - процесс возвращения начался".
Пригородный район