- CЕРГЕЙ ВЛАДИЛЕНОВИЧ, прошло более года, как президент Путин издал указ о введении в России института полномочных представителей президента РФ. В одном из семи округов, "нарезанных" в России, доверено представлять главу государства вам. Что изменилось за это время в стране в целом и в Приволжье в частности?
- Дело в том, что представитель президента - часть администрации президента, на которую возложены определенные задачи. Во-первых, контроль за соблюдением федерального законодательства и приведение законодательств субъектов РФ в соответствие с ним. В этом направлении была проделана большая работа в прошлом году. Во-вторых, выстраивание вертикали власти. Федеральная вертикаль - это не просто иерархия власти, это то, что объединяет страну. И одной из важнейших задач является разграничение полномочий. Мы, полпреды, должны построить федеральную вертикаль в зоне федеральной ответственности и ни в коем случае не подменять собой губернаторов, мэров, субъекты, муниципалитет.
- Но это же очень сложно, потому что в указе президента не прописано, допустим, участие полпреда в политической жизни региона. С другой стороны, известно, что все полпреды так или иначе участвовали в проходивших в их округах предвыборных кампаниях. И при этом, как правило, не были нейтральны.
- Понимаете, право на участие в политике, с одной стороны, не прописано, а с другой - на нас колоссальная ответственность, и мы располагаем огромными возможностями. Президент имеет право делегировать своим представителям любые полномочия, предусмотренные Конституцией.
Надо четко понимать, что приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным было обусловлено необходимостью более важного, я бы сказал, жизненно важного обстоятельства - сохранением целостности России. И участие полпредов в политическом процессе, наше активное участие в выборах различных уровней власти было вызвано именно этим требованием президента.
И нам за этот год удалось поддержать Россию, укрепить ее внутреннюю политическую и государственную структуру.
Сейчас мы летим в Пермь на два совещания. Первое - по разграничению полномочий, второе - по подготовке к зиме. Разграничение полномочий играет ключевую роль. Если приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным происходило сверху вниз, то разграничение полномочий должно происходить в обратном направлении.
- Но ведь существуют договоры между регионами и Центром, где оговорены рамки этих полномочий...
- Приоритетом является Конституция РФ. То есть Федерация существует не в силу того, что регионы о чем-то договорились, а в силу того, что есть Конституция РФ и договоры действуют только в той части, в которой они ей не противоречат. Федеральной власти не нужны лишние полномочия, лишняя ответственность. Это же нонсенс, когда президент в стране начинает отвечать за все: и за аварии, и за отключение электроэнергии┘ Поэтому разграничение полномочий надо начинать снизу вверх. С муниципалитета, а не с области, республики. Вот зона ответственности муниципалитета, вот его финансовые полномочия. Не может что-то муниципалитет на своем уровне решить, подняли выше - субъект Федерации с соответствующими финансовыми полномочиями и ответственностью. Не может субъект - передали в федеральный округ. На федеральный уровень необходимо забрать только то, что обеспечивает целостность страны и что невозможно реализовать на местном уровне: это внешнеэкономическая, внешнеполитическая деятельность, оборона страны. Пожалуй, главное - стратегия развития. Президент, президентская ветвь власти - единственная, которая отвечает в стране за стратегию развития, если хотите - за будущее. Тем не менее, если в регионе не хватает полномочий, возможностей или умения, возникают случаи, в которые федеральная власть может, а иногда даже обязана вмешаться. Таким образом, у нас появилась еще одна задача, третья - это антикризисная деятельность. В случае, если в регионе, в муниципалитете складывается кризисная ситуация и власть на местах не в состоянии преодолеть этот кризис, мы обязаны вмешиваться. Потому что сколько бы мы с вами ни говорили о разграничении полномочий, человеку, у которого зимой отключили горячую воду и отопление, нельзя объяснить, что это не то что не уровень президента, даже мэра, это - уровень начальника ЖЭКа. Он говорит: вы - власть, вы решайте. Поэтому мы специально выработали для себя условия такого антикризисного вмешательства. Это, например весенний паводок, когда никакой регион не может решить эту проблему в одиночку в силу того, что это требует межрегиональной и межведомственной координации. Или, скажем, другая проблема, связанная с разливом рек, но уже рукотворным. На территории Чувашии находится Чебоксарская ГЭС. Чувашия заинтересована в подъеме уровня воды, за счет чего возрастет выработка и снизится стоимость электроэнергии. Но при этом Волга затопит сельхозугодья в Марий Эл и Нижегородской области. Опять требуется координация более крупного масштаба, чем отдельный субъект Федерации. Мы создали у себя антикризисный центр, который следит за возникновением кризисных ситуаций, выработали критерии этих кризисных ситуаций - их очень много. Это не только паводок или техногенные катастрофы, это и национальные, и конфессиональные отношения. Та же зима с ее проблемами тепло- и электроснабжения.
- Сергей Владиленович, институт полпредов, как я понимаю, возник не случайно. При тех гигантских размерах, которые имеет Россия, значительных количествах руководителей всех рангов и их аппаратов президент физически не в состоянии дойти до каждого региона. С другой стороны, полпреды стали еще одной ступенью между президентом и руководителями регионов, что чревато конфликтами, неизбежными человеческими обидами...
- По моему мнению, нельзя вмешиваться в решения мэров и губернаторов, за исключением случаев, когда они нарушают федеральный закон. Весь прошлый год мы вмешивались в их деятельность, часто и энергично, кто-то на нас обижался, кто-то понимал.
Я думаю, большая часть руководителей понимала, что изменение законодательства - это не вопрос наших личных отношений, а вопрос будущего страны. Мне повезло в этом смысле, в нашем округе сильные руководители. Конфликт у меня был только с одним человеком - президентом Республики Марий Эл Кислицыным, который руководствовался незаконными предпосылками в управлении республикой. Ни регионы, ни их руководители не виноваты в том, что их законодательство пришло в противоречие с федеральным. Помните период, когда президент Ельцин сказал: берите полномочий сколько хотите? Ну и взяли. Более того, я не хочу в этом никого упрекать. Возможно, что тогда этот тезис спас страну от распада. Сейчас многое изменилось, поэтому нельзя упрекать руководителей регионов, которые на этих конституциях принимали присягу. Но теперь мы требуем от них изменить эти конституции. Абсолютно правильно сформулировал это Владимир Владимирович в Самаре, когда первый раз собирал глав субъектов Федерации Приволжского федерального округа первого сентября прошлого года. Многие из руководителей регионов говорили: зачем вы заставляете менять некоторые нормы наших уставов и конституций? Конечно, неправильно, когда в конституциях предусмотрен приоритет республиканских законов. Но, дескать, на деле мы никогда и не пользуемся этими мертвыми нормами.
Президент России очень точно ответил: конечно, они мертвые, вы ими не пользуетесь сейчас и, пока я президент России, не воспользуетесь, но мы должны думать о своей ответственности перед будущими поколениями. Завтра я не буду президентом России, вы не будете президентами и губернаторами своих республик и областей, на наше место придут другие люди, мы не имеем права им оставить в наследство эти мины замедленного действия, которые рано или поздно в иной ситуации, при другом президенте, при других руководителях регионов могут взорвать единство страны. Это - наша ответственность перед детьми.
На самом деле то, что сделано за прошедший год, очень важно. Да, в вопросах приведения законодательств в соответствие мы действовали порой жестко. В вопросе кадровой политики мы действуем не менее жестко, потому что нам надо приучить всех к тому, что есть федеральная компетенция. Эта наша беда - у нас нет культуры разграничения полномочий. Многие руководители регионов искренне считают, что все, что происходит на территории региона, - его, если в это вмешиваются, это обижает. На самом деле никто его не обижает. Я все время привожу пример, к сожалению, голливудских фильмов, единственный живой пример, который все понимают. Все видели американские детективы и знают, что там есть шерифы, которые несут ответственность за борьбу с преступностью в своих регионах. Но если преступление особой значимости, появляются агенты ФБР, которые достают удостоверения и говорят: это федеральная юрисдикция. После чего шериф отходит в сторону, ругаясь, но понимая, что это зона федеральной ответственности.
- Сейчас, находясь в Саратовской области, ваша команда посетила ряд объектов, где хранится химоружие. Здесь что, тоже кризисная ситуация?
- Эта ситуация пока не стала кризисной. Это проблема, с которой заведомо не может справиться один отдельный регион. Так сложилось, что пять из семи российских баз по хранению химического оружия находятся на территории Приволжского федерального округа. В целом программа по уничтожению химического оружия - это 92 миллиарда рублей в сегодняшних ценах. В США выделено 14 миллиардов долларов, при том что у них - 30 тысяч тонн, а у нас - 40 тысяч тонн, у нас самые большие запасы химического оружия в мире. Наши боеприпасы еще могут лежать. У них толстые стенки: 6-8 миллиметров упрочненного чугуна в отличие от тонкостенных американских снарядов, сделанных из алюминиевых сплавов. И все же есть боезапасы в аварийном состоянии, и с каждым годом их будет больше. Поэтому мы считаем эту проблему наиболее опасной среди ожидаемых в ближайшее время кризисов и начали разрабатывать программу по ее решению. Инициатива, как известно, наказуема, поэтому она закончилась рассмотрением вопроса на Совете безопасности России и решением президента о формировании государственной комиссии по уничтожению химического оружия. Затем президент принял решение о том, что председателем комиссии по должности является полномочный представитель президента в Приволжском федеральном округе. Сейчас нами разработана программа по постепенному уничтожению химоружия и в округе, и в стране, важнейшим пунктом которой является обеспечение безопасности этого процесса.
Уничтожение российского химического оружия - это наши обязательства в соответствии с международной Конвенцией. Поэтому мы намерены предложить международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) продлить срок уничтожения до 2012 года. Нам досталось тяжелое наследство, потому что на протяжении 5 последних лет эта программа не выполнялась. Действительно, деньги выделялись, но меньше, чем надо, а те, которые выделялись, непонятно куда тратились. В итоге оружие не уничтожено. Сейчас надо начинать все сначала. По поручению президента, договорившегося с лидерами на саммите в Генуе, у нас в сентябре запланирована поездка по странам "большой восьмерки" с представлением нашей программы. Там планируются встречи с людьми, отвечающими за аналогичные проблемы.
Уничтожение российского химического оружия - это мировая проблема. Мы не сделали вовремя то, что обещали, поэтому предоставление иностранной помощи было приостановлено. А помощь нам нужна, поскольку это очень дорогостоящее дело. Его нельзя целиком финансировать из бюджета РФ. Нам нужны дополнительные средства, поэтому в сентябре мы будем вести об этом переговоры с соответствующими организациями в Японии, США, Великобритании, Италии, Франции, Германии, в Европейском союзе, и все это мы закончим 24-26 сентября в Гааге на сессии ОЗХО. Нам необходимы дополнительные оборудование и деньги, потому что мы должны реализовать к 2012 году программу абсолютно безопасного уничтожения российского химоружия.
- Сергей Владиленович, говоря о разграничении полномочий, о разграничении компетенции федеральной и региональной власти, вы приводили примеры из области политики, законодательства. Понятно, что здесь вы действовали жестко. Но ведь в Приволжском округе есть еще и экономика. Насколько допустимо вмешательство полпреда в экономические процессы?
- В экономике, я думаю, надо ограничивать зону, в которой требуется вмешательство полпреда. Хотя есть такие проблемы, при решении которых оно необходимо. Это те экономические проекты, которые не могут быть реализованы в отдельном субъекте Федерации. В Приволжском федеральном округе мы выявили несколько таких проектов. Например, у нас сосредоточено 80% российского автомобилестроения. Нижний Новгород, Тольятти, Ульяновск, Набережные Челны, Ижевск, Павлово, Елабуга - известные центры автомобилестроения России. А производство комплектующих разбросано по всему округу. Система сбыта, снабжения рассредоточена по всей территории страны, поэтому обеспечить успех отрасли - это задача федерального уровня. Мы полгода занимались разработкой программы по автомобилестроению, и закончилась наша работа в июне совещанием у президента, где принят целый ряд очень важных решений. В нефтехимии, авиастроении - аналогичная ситуация. Еще возникает проблема транспортных коридоров, потому что Приволжский федеральный округ - транзитный. Через столицу округа - Нижний Новгород проходит пересечение основных транспортных коридоров Север-Юг, Ближний Восток-Санкт-Петербург-Скандинавия и Восток-Запад. Через Нижний Новгород идут трансконтинентальные экспрессы Пекин-Москва, Москва-Улан-Батор. Проект по развитию транспортных коридоров дает возможность получить от транзита грузов доход в миллиарды долларов.
Еще одна проблема - привлечение инвестиций. Чтобы привлечь инвестора, ему нужно создать условия на всех уровнях: и на уровне муниципалитета, и на уровне субъекта, и на уровне федеральной власти. Я убежден, что главная ответственность федеральной власти - создание благоприятных инвестиционных условий, потому что развитие ряда отраслей возможно только при привлечении инвесторов. Это очень важно, так как никаких иностранных инвестиций не будет, пока нет вложений российского капитала. Любой западный бизнесмен скажет: ваши олигархи живут у вас в стране, они знают страну лучше нас. Если они свою прибыль, полученную на экспорте нефти, цветных металлов, оставляют на Западе, зачем нам свою прибыль везти к вам? Это будет до тех пор, пока российские бизнесмены не начнут вкладывать деньги в Россию. Поэтому мы в Приволжском округе создали экономический климат, при котором крупный российский бизнес начинает вкладывать прибыль, полученную на экспорте, внутрь России. Это пример для иностранцев. Только за последний год в автомобильную промышленность Приволжского федерального округа мы смогли привлечь инвестиций более чем на полмиллиарда долларов.
- Но ведь экономика - это не только крупный бизнес...
- Мы это понимаем, поэтому мы обязаны построить систему, обеспечивающую надежные вложения для малого и среднего бизнеса. Кстати, приводя в соответствие с федеральным региональное законодательство, мы очень много сделали для предпринимателей, потому что для бизнеса необходимо единое экономическое пространство, отсутствие барьеров на пути свободного перемещения товаров, денег, капитала, людей, означающее уменьшение административного произвола, законы по дебюрократизации, которые на федеральном уровне уже приняты. Мы создали год назад координационный совет при полномочном представителе президента по малому и среднему бизнесу и обеспечиваем, в том числе и на уровне регионального законодательства, создание единого экономического пространства. В частности, ввели в большинстве регионов так называемую "Книгу проверок". У нас большое количество организаций, которые проводят всевозможные проверки. Теперь проверяющий обязан сделать запись в "Книге проверок", которая прошнурована, опечатана и регулярно попадает на контроль аппарату полномочного представителя президента. Удивительная вещь: сам факт введения "Книги" привел к тому, что количество проверяющих снизилось.
- Я так понимаю, малый и средний бизнес - основа создания пока малочисленного сегодня среднего класса?
- Да, развитие малого и среднего бизнеса - это рабочие места, увеличение уровня дохода людей, а значит - покупательной способности. Мы не можем все время развиваться только за счет благоприятной для нас конъюнктуры цен на экспорт: на нефть, на цветные металлы. Крайне важно, чтобы был внутренний спрос на товары, чтобы промышленность поддерживалась огромным внутренним рынком России. С моей точки зрения, чем больше людей, которые относят себя к среднему классу, людей, которым есть что терять, тем больше политическая стабильность и предсказуемость в стране.
- Вы говорите о тех реформах и преобразованиях, которые идут в округе...
- И в целом по стране. Вы, вероятно, заметили, что за последние полтора года и политически, а следовательно, и экономически ситуация в России стабилизировалась.
Говоря о политической стабильности и предсказуемости среднего класса, я не имею в виду безразличное отношение к происходящему. Наоборот, как показывает и наш исторический опыт, и опыт ряда современных стран, люди, обеспеченные в материальном плане, начинают "обеспечивать" обществу определенный ценностный уровень. Происходит качественный скачок развития. Я думаю, что именно средний класс создаст и разовьет политическую культуру России, элементами которой станут политическая честность, верность слову и даже умение проигрывать. Ориентация на достижение такой политической культуры - одна из важнейших задач России.