0
1466
Газета Регионы России Интернет-версия

31.08.2001 00:00:00

"Зеленая" карта Байкала

Тэги: байкал, экология, бурятия


"ЕСЛИ Байкал действительно является участком мирового наследия, то почему все бремя природоохранных затрат несет одна Бурятия? Заплатите нам, и мы не станем искать и добывать газ на Байкальском шельфе", - такую отповедь "зеленым" дал недавно председатель исполкома Бурятской организации "Единства" Михаил Кравченко.

Высказывание, конечно, прямолинейное и в чем-то на грани фола, но тем не менее вполне точно отражающее ситуацию, которая существует сегодня вокруг Байкала. По крайней мере, именно так она видится с восточного побережья озера-моря, где находится Бурятия. Именно на территорию этой республики приходится свыше 72% водосборного бассейна Байкала. Предприятия Бурятии, как промышленные, так и аграрные, испытывают постоянное давление "байкальского фактора". Природоохранные затраты составляют до 30% себестоимости их продукции.

ВВОДНЫЕ ДАННЫЕ

Кроме того, Бурятия относится к числу энергодефицитных регионов России. Населению и промышленности республики каждый киловатт-час электроэнергии обходится в несколько раз дороже, чем соседней Иркутской области. Хотя каскад гидроэлектростанций на Ангаре использует для производства дешевой энергии те самые водные ресурсы, которые формируются в Бурятии. Однако вопросы рентных отношений до сих пор не урегулированы.

Крупнейший в Бурятии угольный разрез Тугнуйский входит в состав концерна "Востсибуголь" и также управляется из Иркутска. Собственных источников углеводородного сырья у республики нет.

Власти и деловые круги Бурятии настойчиво ищут пути обретения энергетической независимости и пополнения республиканской казны. Бурятия - один из немногих регионов России, где на протяжении последних лет неуклонно наращивается добыча золота. Это стало возможным благодаря поддержке со стороны правительства республики основного золотодобывающего предприятия - АО "Бурятзолото" и инвестициям Европейского банка реконструкции и развития. В Восточных Саянах на высоте свыше 2000 метров над уровнем моря построен современный обогатительный комплекс, позволяющий прямо на месте превращать сотни тонн руды в золотые слитки.

Недавно Минатом России принял решение о начале промышленной разработки Хиагдинского уранового месторождения на севере Бурятии.

Промышленный эксперимент по добыче урана-238 на Хиагдинском месторождении ведется с 1999 г. Содержание урана в одном кубометре обогащенной руды достигает 100 миллиграммов. А себестоимость одного килограмма обогащенной руды колеблется в пределах 20 долл. Это в два раза ниже, чем на основном урановом руднике России в городе Краснокаменске Читинской области.

Такие результаты позволяют начать строительство промышленного уранового рудника с объемами добычи 1,5 тыс. тонн уранового концентрата в год. Предприятие может выйти на проектную мощность в течение 5 лет. Разведанные запасы месторождения рассчитаны на 50 лет. Применяемая на Хиагдинском месторождении технология выщелачивания, по оценкам специалистов, обеспечивает экологическую безопасность работ.

В дельте реки Селенги - крупнейшего притока Байкала - ведутся поиски природного газа. Первичные признаки, свидетельствующие о возможности обнаружения месторождения "голубого топлива" на байкальском побережье, были зафиксированы более 200 лет назад. Обнадеживают и результаты первого этапа геолого-разведочных работ, проведенных осенью 1999 г. В зависимости от того, насколько крупным окажется предполагаемое месторождение, разработаны варианты газификации: от перевода на газ котельных и промпредприятий в нескольких районах, непосредственно прилегающих к Байкалу, до газификации всей республики и подключения к газопроводу Ковыкта-граница РФ, который должен пройти по территории Бурятии, с целью экспорта газа.

"ЗЕЛЕНЫЙ" БИЗНЕС НА БАЙКАЛЕ

Однако все перспективные экономические проекты Бурятии, связанные с освоением природных богатств региона, неизменно наталкиваются на противодействие различных общественных и международных организаций. Чем перспективнее проект, тем жестче встречные атаки. Оппоненты правительства Бурятии не стесняются даже прямых подтасовок. Например, когда начались поиски газа, вся "зеленая рать" в один голос стала утверждать, что на Байкале собираются добывать нефть. "Бурятскую газовую компанию" произвольно переименовали в "Бурятскую нефтяную компанию". Цель подмены понятий "зелеными" публицистами и общественниками совершенно очевидна: взбудоражить "мировую общественность". Ведь попробуй доказать, чем природный газ - самое чистое топливо - вреден для природы, а вот нефть - всем понятная (хотя и несуществующая) угроза Байкалу.

Давно подмечено, что общественные организации, подвизавшиеся на природоохранной тематике, склонны выдавать на-гора некорректную информацию, заведомо преувеличивая или попросту придумывая всевозможные угрозы экологическому благополучию. Ведь от этого зависит их собственное выживание, величина предоставляемых им грантов на борьбу с мифами собственного производства. В Байкальском регионе действуют десятки, а то и сотни общественных организаций, декларирующих своей целью спасение Священного моря. Как ни парадоксально, все они кровно заинтересованы в том, чтобы Байкал постоянно "погибал" и соответственно его можно было бы постоянно "спасать" с выгодой для себя.

Этот своеобразный "бизнес на Байкале" укоренился в Бурятии несколько лет назад. Хотя в Иркутской области общественные "экологи" процветают со времен перестройки, сложно назвать какие-либо конкретные результаты их деятельности. Как работал Байкальский ЦБК, так и работает. Как "регулировала" Иркутская ГЭС уровень Байкала, нанося многомиллионный, невосполнимый ущерб экосистеме озера, так и "регулирует". Представители "Байкальской экологической волны", приехавшие из Иркутска в Бурятию протестовать против поисков газа, прямо признались: "Остановить БЦБК не смогли, хотя создавались специально для этого, а до ГЭС как-то руки не доходят┘"

Деятельность бурятских "зеленых" долгое время сводилась преимущественно к проведению пропагандистских мероприятий. Например, второй год проводится так называемый "Зеленый поход". Группа людей движется пешком из Улан-Удэ к Байкалу (около 150 км) и, хорошо отдохнув на природе, возвращается назад. А нынешним летом журналисты Бурятии были сбиты с толку одновременным проведением в столице республики двух почти одноименных международных фестивалей - "Живые озера" и "Озерные люди".

Впрочем, программа подобных мероприятий всегда типовая: один-два дня отводится для обмена мнениями по вопросам "спасения" Байкала, после чего вся честная компания отправляется на какую-нибудь престижную турбазу на озере, где организуются фуршеты, бани, катания на лодках и катерах. Словом, все опять же сводится к отдыху на лоне природы.

На этот досуг "зеленые" то и дело требуют денег у правительства республики. Так, на проведение фестиваля "Живые озера" пришлось выделить 50 тыс. руб., "Озерные люди" обошлись в 30 тыс. руб.

Но в последний год-два наряду с традиционно беззаботным времяпрепровождением "зеленых" был предпринят ряд вполне серьезных акций, направленных, как уже говорилось, на срыв перспективных экономических проектов правительства Бурятии. По количеству гневных публикаций в республиканской и российской печати, а также в интернете ситуация сравнима с кампанией, развернутой "зелеными" против решения о переработке на предприятиях Минатома России отработанного атомного топлива.

Сегодня в республике уже открыто говорят о том, что действия местных общественников направляются международными фондами и агентствами, которые преследуют далеко не одни лишь природоохранные цели.

ВЗАИМОСВЯЗИ И "СОВПАДЕНИЯ"

Летом прошлого года Баунтовский район Бурятии, где проводились экспериментальные разработки месторождения урана Хиагда, посетил гражданин США Пол Робинсон, директор Юго-Западного исследовательского и информационного центра. Как он пояснил в интервью одной из местных газет, "приезд посвящен инспектированию Хиагдинского рудника". А пригласила "инспектора" общественная организация "Бурятское региональное объединение по Байкалу", выполняющая проект при поддержке Института содействия общественным инициативам ИСАР, и московская общественная организация "Эколайн".

После такого сообщения возникает ряд вопросов. Во-первых, кто уполномочил представителя американской некоммерческой организации на проведение "инспекторской" проверки месторождения стратегического сырья в России? "Инспектируют" ли российские "зеленые" урановые рудники в США? Во-вторых, как его вообще допустили на место экспериментальных разработок и в лаборатории АО "Хиагда"? В-третьих, зачем "БРО по Байкалу" понадобилось привлекать иностранного "инспектора" из южного штата Нью-Мексико, который, по его собственному признанию, "не знает урановых месторождений, расположенных в зоне вечной мерзлоты"?

Интересно упоминание в числе "принимающих организаций" Института содействия общественным инициативам ИСАР (в прошлом - Института советско-американских инициатив). Его деятельность финансируется в основном фондом "Евразия", который в свою очередь получает средства от USAID - Американского агентства международного развития.

Вот и выходит, что американского "инспектора" на перспективное российское месторождение урана пригласили за американские деньги сами же американцы. Понятно, что при таком раскладе "инспектор", впервые увидевший урановое месторождение в зоне вечной мерзлоты, тем не менее озвучил отнюдь не лестные для АО "Хиагда" выводы об уровне применяемых технологий добычи и степени экологической опасности проводимых и планируемых работ.

Какие еще цели преследовались в ходе посещения иностранцем Хиагдинского рудника, какую неозвученную информацию он почерпнул в ходе "инспектирования" - остается только догадываться┘

Другой пример. В феврале прошлого года американский космический челнок "Шаттл" в течение 12 дней вел дистанционное зондирование - радарную съемку территорий Кабанского и Прибайкальского районов Бурятии, прилегающих к Байкалу и дельте Селенги. Калибровку бортовой аппаратуры "Шаттла" помогали осуществлять ученые одной из лабораторий Бурятского научного центра СО РАН, изготовившие и установившие в зоне съемки шесть уголковых отражателей. На реализацию этого проекта "Организация центра космического мониторинга бассейна озера Байкал" его участникам из Бурятии предоставила грант по линии ИНТАС - Программы содействия ученым стран СНГ.

Радарная съемка территории Бурятии американским космическим челноком была осуществлена вслед за тем практически в том же районе, где проводились геолого-разведочные работы с целью проверки научной гипотезы о месторождении природного газа в дельте Селенги.

Вскоре после полетов "Шаттла" в прессе Бурятии и России началась кампания протеста против "добычи нефти и газа на Байкале", мобилизованные "третьим сектором" активисты из разных регионов страны стали засыпать органы власти негодующими письмами по поводу "байкальской авантюры", требовать чуть ли не общественного суда над учеными и бизнесменами, участвующими в поисковых работах.

Между тем в Бурятию прибыли иностранные руководители проекта "Организация центра космического мониторинга бассейна озера Байкал" - гражданка Германии Кристина Шмуллиус и гражданин США Вольфганг-Мартин Бернер. Целью их приезда называлось участие в научном симпозиуме, местом проведения которого избрали опять-таки Кабанский район.

Но тут приключился скандал. Органы Россвязьнадзора обнаружили и изъяли у этих иностранцев два прибора JPS, предназначенных для определения с высокой точностью координат на местности и относящихся к категории спецтехники. Ни разрешения на ввоз этих приборов, ни лицензии на применение их на территории России г-жа Шмуллиус и г-н Бернер предъявить не смогли. В связи с этим Управлением ФСБ по Бурятии было возбуждено уголовное дело по факту контрабанды. Американский и немецкий координаторы проекта отреклись от изъятой аппаратуры, заявив, что получили ее от третьих лиц, и спешно покинули Бурятию.

Недавно же республика была буквально ошарашена публикациями в газете "Вашингтон пост" страниц "Сибирского дневника" Роберта Г.Кайзера и Лючиана Перкинса. Американские журналисты провели в республике, по их утверждениям, четыре дня и посчитали, что "этого достаточно, чтобы прочувствовать Бурятию". Хотя впоследствии выяснилось, что они работали в республике четыре дня в июле и еще четыре - в августе, но это детали. Журналистов "Вашингтон пост" принял президент Бурятии Леонид Потапов и дал им подробное интервью о состоянии экономики, экологии, перспективах развития и инвестиционных проектах республики. Специально для американских гостей была организована поездка в Восточные Саяны, в вахтовый поселок АО "Бурятзолото", - чтобы воочию увидели отдачу от иностранных инвестиций в Бурятию.

И вот на сайте "Вашингтон пост" появились репортажи американцев из Бурятии. В них подробно сообщалось о том, сколько водки распили гости по дороге в Самарту, как храпел в вахтовой гостинице один из сопровождающих. Лишь в конце - несколько строк о том, что в Самарте добывают золотоносную руду и льют слитки.

Зато в восторженных тонах поведали американцы о "Байкальских амазонках" - клубе местных "эмансипе", которые путешествуют в свое удовольствие на автомобилях и даже катаются по речному льду. По мнению Кайзера и Перкинса, это свидетельство того, что "население Бурятии просыпается".

Американский инфантилизм с легкой руки сатирика Михаила Задорнова давно стал в России притчей во языцех. Но не до такой же степени! Или Кайзер и Перкинс просто нарисовали тот образ России и Сибири, который хотят видеть в США?

В 2002 г. пройдут очередные выборы президента Бурятии. Среди доморощенных "зеленых" очень много людей, ранее засветившихся в различных политических кампаниях. Уже сегодня их выступления в республиканских СМИ на природоохранные темы начинают приобретать четко выраженный политический подтекст. Поэтому аналитики полагают, что экологическая проблематика может стать одним из ключевых мотивов предстоящей предвыборной борьбы - оружием против действующей власти. Почва готовится загодя. В дальнейшем не исключается проведение массовых акций протеста и организация откровенных беспорядков под лозунгами типа "Нет Хиагде!", "Спасем Байкал от газодобытчиков!" или что-то еще в этом роде. Нечто подобное Бурятия уже пережила в 1998-м, когда инцидент, связанный с отправкой в международное турне "Атласа тибетской медицины", приезжие политтехнологи попытались использовать в интересах одного из соперников Леонида Потапова.

В Бурятии на зарубежные гранты уже создана целая сеть некоммерческих организаций, сотрудники которых старательно изучают PR-технологии. Это серьезный мобилизационный ресурс для тех, кто в следующем году попытается установить контроль над природными богатствами Бурятии, в недрах которой - почти вся таблица Менделеева; над Байкалом, в котором - четверть мировых запасов пресной воды, над бурятским участком трассы будущего газопровода Ковыкта-граница РФ и над всеми экономическими проектами, наработанными правительством республики.

Улан-Удэ


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
819
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
1024
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
934
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
931

Другие новости