- СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ, "Ростсельмаш" для жителей Дона - это больше, чем завод. Благодаря ему возникли крупнейшие районы Ростова, тысячи семей связали с ним свою судьбу. И тем радостнее видеть сегодня, что завод возрождается┘
- Да, завод уверенно пошел в гору. В прошлом году мы выпустили 2635 комбайнов - втрое больше, чем в 1999-м, - и что самое главное, все они реализованы. Это позволило начать планомерную выплату долгов предприятия, в том числе и задолженности по зарплате своим работникам. В этом году мы ее полностью погасим.
Теперь для "Сельмаша" главная задача - не останавливаться на полпути. А стратегическая цель - к 2003 году довести выпуск продукции до 10 тысяч комбайнов. Это абсолютно реально при нынешнем уровне технических и людских ресурсов на заводе. Более того, завод уже сейчас готов к тому, чтобы работать в две смены. Тогда мы сможем производить и 20 тысяч машин в год.
Но здесь есть проблема - реструктуризация долгов предприятия, накопленных за предыдущие годы. Их бремя не позволяет в должном объеме привлекать кредиты на развитие производства, постановку на конвейер нового поколения комбайнов. А это в контексте долговременной технической политики для "Ростсельмаша" принципиально необходимо.
- Вы постоянно увеличиваете масштабы производства техники. Как вам это удается?
- В рыночных условиях главный регулятор объемов производства - спрос. В отношениях с покупателями мы перешли на стопроцентную предоплату. Надо сказать, этот жесткий принцип и позволил нам резко увеличить темпы производства. Нынешняя ситуация в стране с зерноуборочной техникой, когда каждый год аграрный сектор теряет до 25% парка сельхозмашин вследствие износа, позволяет прогнозировать еще больший спрос на наши комбайны в будущем. Но мы понимаем, что без реконструкции мощностей, оборудования бесконечно наращивать выпуск нельзя. И эта работа планомерно ведется.
В проектах, ориентированных на долгосрочную перспективу, постепенно осуществляется кардинальное обновление всего процесса проектирования сельскохозяйственной техники на основе CAD, CAM систем, замена штамповочного производства на применение лазерно-раскроечных, автоматизированных гибочных центров и многофункциональных металлообрабатывающих центров с ЧПУ. Все это позволит упростить технологический процесс выпуска комбайнов.
- Проблема кадров - всегда одна из наиболее сложных. Каковы ваши достижения в этом направлении, каковы перспективы?
- Естественно, что при увеличении объемов производства резко растет потребность в рабочих руках. На нынешний год запланирован выпуск 6 тысяч комбайнов. По сравнению с предыдущим годом это более чем двукратное увеличение. Оно стало возможным и благодаря активной кадровой политике "Ростсельмаша", нацеленной на повышение квалификации персонала и омоложение коллектива.
Акционерное общество делает все для того, чтобы люди вновь поверили в "Сельмаш". Как я уже говорил, заканчиваются выплаты задолженности по зарплате. Кроме того, средняя оплата труда по предприятию за эти полтора года выросла в четыре раза - с 850 до 3000 рублей и более.
Мы даже организовали невиданное в нашей области мероприятие - ярмарку вакансий, на которой профессиональные консультанты и кадровики подробно рассказывали о специфике каждой специальности. Там же, "не отходя от кассы", можно было заполнить анкету соискателя. Результат превзошел все ожидания: ярмарку посетили свыше 2,5 тысячи человек, приехавших со всей области, и больше 600 человек написали заявления о приеме на работу.
- В прошлом году был достигнут принципиальный прорыв в экспортных продажах комбайнов. Мы отправили за рубеж примерно 20% произведенной продукции. Дело в том, что с середины 90-х завод, можно сказать, вообще не занимался экспортом. Единичные экспортные контракты по межправительственным и бюджетным соглашениям не в счет.
- Мы вернули себе рынок Белоруссии и Казахстана. В Казахстане, если говорить о текущих продажах, мы занимаем около 50% рынка сельхозтехники. Там основной наш конкурент - Красноярский комбайновый завод. В Белоруссии - если учесть, что в этом году они планируют закупить у нас 700 "Нив" и "Донов", - наша доля составит порядка 60% их рынка.
Кроме Белоруссии и Казахстана в ближнем зарубежье перспективным покупателем нашей сельхозтехники мы считаем и Украину.
Мы наметили там очень серьезную программу: завоевать как минимум 40-50% украинского рынка. Что уже предпринято? Было открыто наше официальное представительство в Киеве. Далее мы начинаем совместную сборку наших комбайнов для Украины на днепропетровском заводе "Южмаш". Туда уже отправили первые партии машкомплектов для сборки.
Развитие экспорта для нас прежде всего важно с точки зрения экономической безопасности предприятия. Дело в том, что локализация производителя на одном внутреннем рынке повышает финансовые, политические риски.
Что же касается дальнего зарубежья, то мы рассматриваем этот рынок как стратегический. Планируется выход "Ростсельмаша" на рынок Восточной Европы. Пока речь идет о Венгрии, Румынии и Болгарии. Туда будет поставлено порядка 30-40 комбайнов. Эти пробные поставки нужны для того, чтобы, во-первых, понять, что из себя представляет рынок Восточной Европы. А во-вторых, чтобы отработать финансовые условия поставок.
- Сергей Николаевич, и все-таки почему ростовские комбайны, которые почти в 2 раза дешевле импортных аналогов, не могут завоевать рынки каких-нибудь платежеспособных стран? Почему ваша техника отвоевала у западных компаний рынки Казахстана и Белоруссии, но не может этого сделать, скажем, в Германии, Венгрии или Франции?
- Здесь несколько причин. Во многих странах той же Западной Европы техника в основном продается в кредит и долгосрочный лизинг. Производители сельхозтехники сами кредитуют своих покупателей. У "Ростсельмаша" пока нет для этого ресурсов. Потом - на этих рынках давно работают наши западные конкуренты, которые создали разветвленную дилерскую и сервисную сеть. Мы тоже такую сеть создаем в той же Белоруссии, Казахстане, во всех аграрных регионах России. Но в СНГ мы это делаем на деньги наших партнеров. "Ростсельмаш" им предлагает только финансовые условия сотрудничества - грубо говоря, размер скидки. Им выгодно на собственные средства организовать этот бизнес и зарабатывать, продавая и обслуживая технику "Ростсельмаша". При этом как в России, так и в ближнем зарубежье мы продаем технику на одних и тех же финансовых условиях: одинаковая цена, стопроцентная предоплата. Мы не кредитуем наших дилеров товаром. В Западной Европе ситуация несколько иная: там крупные иностранные производители создают дилерскую и сервисную сеть на собственные средства, дают своим дилерам товар на реализацию. "Ростсельмаш" сейчас себе этого позволить не в состоянии. Особенно в ситуации, когда мы постоянно наращиваем выпуск комбайнов, для чего требуется привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Есть и еще один важный аспект. Для нас принципиально, чтобы "Ростсельмаш" вышел на рынок Западной Европы уже с комбайном нового поколения.
- Как складываются отношения "Ростсельмаша" с властями Дона?
- На днях на нашем заводе прошло совместное заседание правительства Ростовской области и совета директоров "Сельмаша" с участием губернатора Владимира Чуба. Открывая совещание, Владимир Федорович назвал наш завод градообразующим предприятием для целого ряда городов Донского края. Целью мероприятия, как заявил губернатор, было "определение акцентов на укрепление сотрудничества" между ростовскими машиностроителями и областной администрацией, в том числе и в сфере поставок комбайнов. В этом году к жатве область купила у "Ростсельмаша" 250 комбайнов, а с сентября текущего года по март 2002-го донским хлеборобам завод поставит еще 650 машин. Так много техники в последние годы у нас не покупал еще ни один российский регион.
Также были затронуты вопросы сотрудничества в сфере социальных программ. В частности, было решено найти формулу субсидирования из средств областного бюджета процентной ставки кредитов, выделяемых на строительство и приобретение жилья работникам "Ростсельмаша".
Это лишь один из множества примеров постоянной заботы областных властей о крупнейшем предприятии Юга России.